Учитель истории: Историческое событие, лежащее в основе повети А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - Пугачевский бунт. В предисловии к повести Александр Сергеевич называет материалы, которыми он пользовался при работе над повестью. Это: Можно ли считать эти материалы достоверными историческими источниками? Учитель истории: Пушкин прекрасно это понимал. Иначе он бы не написал в конце того же предисловия: «Труд мой исторически не достоверный, но добросовестный». Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают о Екатерине II и Емельяне Пугачеве. Казалось бы, что можно добавить к портретам императрицы и предводителя бунта? Давайте обратимся к литературному источнику и послушаем мнение учителя литературы. Учитель литературы: Я думаю, что не история пугачевского бунта волновала его, а человек в нем. И работа с документами не прошла напрасно. По всему видно, Пушкин пришел к выводу, что причина раскола общества в период бунта лежит не в чьей – либо злой воле, не низких нравственных качествах той или иной стороны, а в глубоких социальных процессах, что у каждой из враждующих сторон своя правда, которая исключает возможность понять резоны противоположной стороны. Что защищают в период бунта герои повести? Казаки? Дворяне? Дворянин Гринев волей случая оказывается между этих двух лагерей. Задание: Перечитать текст и выяснить позицию Пугачева, Белобородова и Хлопуши по отношению к Гриневу. Чем близки позиции Хлопуши и Белобородова? Как по логике восстания должен был поступить Пугачев? Как он поступает? Почему помогает Гриневу? Учитель дает ученикам задание по главе «Суд» Прочитать, определить позицию Екатерины II по отношению к Гриневу. Когда она говорит как императрица, а когда меняется ее отношение к делу Гринева. Почему она прощает его вопреки всему? Учитель предлагает учащимся сделать вывод на основании этих эпизодов, какие качества личности А.С. Пушкин ценит в государственных деятелях? Учитель истории: Вернемся к документам, на которые опирался А.С. Пушкин. Почему они были для него важны? Я думаю, они помогли писателю уяснить для себя позицию каждой из враждующих сторон. Писатель преподнес нам хороший урок нравственности. Человек – это целый мир, вселенная!!! Порой загадочная, непредсказуемая, неизвестная. Вы заметили, что на доске в ходе урока появилось два портрета императрицы, два портрета Пугачева? Даже на портретах они нам кажутся разными. А в жизни ?! В истории много лиц, при оценке деятельности которых нужно быть очень осмотрительным, осторожным. Давайте вместе с вами попробуем перечислить имена таких людей из истории России. Подведение итогов урока: | Беседа с учителем. Ребята, рассуждая над поставленным вопросом, приходят к выводу, что обьективными историческими источниками названные материалы /каждый в отдельности, без глубокого исторического исследования / быть не могут. Учитель помогает объяснить причины. Беседа с учителем. Используются портреты названных людей и фрагмент художественного фильма «Капитанская дочка» Ребята получают задание и выполняют его, читая названный учителем отрывок из главы «Мятежная слобода» Учащиеся выполняют задание С помощью учителя ребята делают вывод, что отношение Пугачева объясняется тем, что в Гриневе он видит прежде всего человека, который помог ему и которого он уважает. Учащиеся работают с текстом по заданию, полученному от учителя. С помощью учителя приходят к выводу, что Маша просила не справедливости, а милосердия и обращалась не к императрице, а к женщине. После беседы с педагогом ребятам предлагается послушать вывод по этому вопросу Ю.М. Лотмана: «… способность проявить человеческую самостоятельность, не раствориться в поддерживающей его государственной бюрократии, законах, политической игре.» Беседа с учителем. ( Б. Годунов, АлександрI, Павел I… кто еще?) |