Интегрированный урок музыки и математики в 3-А классе «Жанровое развитие музыки с помощью ударных музыкальных инструментов. Умножение и деление двузначных чисел. Повторение изученного материала»
Иванова Людмила Георгиевна, учитель начальных классов МОШ І-ІІІ ст.№37
ЛебеденкоАнжеликаАлексеевна, учитель музыки МОШ І-ІІІ ст.№37

Задачи урока:
Повторить изученные приемы умножения и деления двузначных чисел.
Закрепить умение применять эти знания при решении задач, уравнений, нахождении периметра.
Закреплять навыки устного счета.
Развивать умение анализировать и делать выводы.
Закрепить знания об оркестре ударных инструментов.
Ввести учащихся в сферу музицирования с целью воссоздать сам музыкально-созидательный процесс.
Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков.
Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитывать культуру общения , содействовать созданию доброжелательной атмосферы на уроке.
Оборудование урока:
картинки с изображением музыкальных инструментов, нот (Приложение 1),
компьютер,
магнитофон,
музыкальные инструменты: кастаньеты, трещотка,барабан, бубен,тамбурин, музыкальный треугольник, ложки,
фонограмма песен «ДО-РЕ-МИ» и «Дважды-два=Четыре» (Приложение 2),
справочный материал для учителя (Приложение 3),
видиоматериал «Классика в мультфильмах» Э.Григ.
Оформление доски:
72 : 9 = ДО 4 х 4 = РЕ 2 х 12 = МИ 96 : 3 = ФА 10 х 4 = СОЛЬ 24 = 2 = ЛЯ 56 : 1 = СИ 64 х 1= До-2 | Жанровое развитие музыки с помощью ударных музыкальных инструментов. Умножение и деление чисел. Повторение | Э.Григ Симфоническая сюита «Пер Гюнт»: Утро, Шествие гномов, В пещере горного короля. Сюита – фр. Слово «последовательность» частей, объединенных общим замыслом Оркестр – гр. слово «Многочисленный» -большой коллектив музыкантов Картинки с изображением музыкальных инструментов. |
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Время в минутах |
1 | Организационный момент. Музыкальное приветствие. | 1 |
2 | Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока. | 1 |
3 | Восприятие и осознание нового материала по музыке. Беседа об ударных народных инструментах. | 3 |
4 | Закрепление знаний по математике. Выполнение заданий: Устный счет + проверка. Исполнение песни из мюзикла «Звуки музыки». Решение задачи + проверка. Исполнение песни «Дважды - два = четыре». Выполнение геометрического задания + проверка. | 23
5 3 5 5 5 |
5 | Физкультминутка. | 1 |
6 | Музыкальная загадка «Трещотка», сюрпризный момент. | 4 |
7 | Итог урока. Выставление оценок. | 3 |
8 | Видеоматериал «Классика в мульмфильмах» Э. Григ Симфоническая сюита «Пер Гюнт»: «Утро», «Шествие гномов», «В пещере Горного короля». Озвучивание мультфильма «Гномы и Горный король» с помощью инструментов, созданных на уроке. | 7 |
9 | Домашнее задание. Синквейн «Сюита», составление примеров. | 2 |
| Итого по времени . | 45 |
Ход урока:
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня у нас с вами необычный урок – урок музыки и математики. Математика и музыка - два школьных предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.
Казалось бы, искусство - весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика - самая абстрактная из наук, а музыка - наиболее отвлеченный вид искусства.
На уроке сегодня мы будем не только выполнять математические задания, но говорить о «Жанровом развитии музыки» с помощью ударных музыкальных инструментов. И в процессе урока попробуем сами создать целый оркестр ударных инструментов.
III. Восприятие и осознание нового материала по музыке и закрепление знаний по математике
Беседа о народных инструментах.
Без музыки люди не обходились никогда. Много веков подряд в деревнях пели и танцевали под немудрёные звуки самодельных инструментов. Редкая песня обходилась без пляски. А когда начинались у деревенской молодёжи пляски, без баяна или гармони, без балалайки вовсе нельзя было обойтись. Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так стали постепенно возникать оркестры.
- Какие орестры вы знаете? /Симфонический, эстрадный, народный/
В оркестре народных инструментов играют на балалайках, баянах, рожках, гуслях, домрах и других инструментах. На стенде вы видите некоторые из них. Каждый из этих инструментов зазвучит на нашем уроке, но в роли ударной группы симфонического орестра к известной Сюите норвежского композитора,периода романтизма Эдварда Грига «Пер Гюнт»
Э. Григ Симфоническая сюита «Пер Гюнт».
Пер Гюнт- это пьеса о молодом человеке, который, бросив дом и любимую девушку, отправился на поиски счастья в чужие края. Путешествуя по белу свету, он встречал злых троллей, странных горбунов, разбойников и арабских колдунов.
Сюита – фр. Слово «последовательность» частей, объединенных общим замыслом.
Последовательность или ряд тоже используются в искусстве математических цифр. Отправляемся вместе с Пер Гюнтом в путешествие в мир сразу двух искусств «Музыки» и «Математики»
IV.Закрепление знаний по математике. Выполнение заданий.
Первое наше задание: Слушем одну из частей Сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», которая называется «Утро», а пока звучит музыка , вы должны выполнить математическое задание. (Звучание 03:27)
А) Устный счёт.
Решить примеры, записанные на карточках. Ответы указать на листах:
72 : 9 10 х 4
4 х 4 24 х 2
2 х 12 56 : 1
96 : 3 64 х 1
Б) Работа в группе. Первые 4 человека, правильно решившие примеры, получают творческое задание – собрать « Киндер– маракасы»
В) Проверка выполнения заданий:
- К какому жанру можно отнести музыку, которая сейчас звучала,-песенности, танцевальности или маршевости? /Песенности – лиричной и протяжной/
- Демонстрация карточек с ответами.
- Самопроверка ( запись на доске ответов и раскрытие карточек с заданиями):
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО-2
8 16 24 32 40 48 56 64
- Какой ряд чисел получили? /произведения из таблицы умножения числа 8/
- Какого ещё числа не хватает в данном ряду? / 8 х 9 =72 /
- Что в музыке ассоциируется с цифрой «8»? / «Октава» от ноты ДО до ноты ДО-2 /
Г) Самооценивание работ.
Д) Представление инструментов «Киндер– маракасов» творческой группой.
Ж) Исполнение песни «ДО-РЕ-МИ» из мюзикла «Звуки музыки» и подыгрывание на сделанных инструментах.
Испонение песни из мюзикла «Звуки музыки»
Второе наше задание: Продолжаем «последовательность» нашего музыкального ряда Сюиты «Пер Гюнт».Слушаем другую часть, которая называется «Шествие гномов» и выполняем следующее математическое задание пока звучит музыка (Звучание 02:43)
А) Прослушать текст задачи.
Задача
Гномы решили отправиться в лес собирать ягоды и грибы. Когда они разделились на две команды, то в каждой получилось по 14 гномов. Сколько всего гномов отправилось в лес?
- Что в задаче неизвестно?
- Что обозначим буквой «Х»?
- Составить уравнение и решить его. Самостоятельная работа учащихся.
Б) Работа в группе. Первые 4 человека, верно решившие задачу, так называемые «Знатоки математики», получают творческое задание – собрать «Барабанчики».
В) К какому жанру можно отнести музыку, которая прозвучала: песенности, танцевальности, маршевости? /Маршевости – поступь Гномов/
Г) Самопроверка и самоценивание работ учащихся (сверить решение и ответ с образцом на доске):
Х : 2 = 14;
Х = 14 х 2;
Х = 28.

Д) Исполнение песни «Дважды два - четыре» и подыгрывание себе на «инструментах», собранных творческой группой «Знатоков математики», которые получают за это дополнительный балл.
Споем песню «Дважды – два = четыре » и подыграем себе на сделанных инструментах.
Третье наше задание: Завершаем «последовательность» нашего музыкального путешествия с Сюитой «Пер Гюнт». Слушаем часть, которая называется «В пещере Горного короля» и выполняем следующее математическое задание пока звучит музыка (Звучание 02:27)
А) Задание, геометрического содержания:
В пещере Горного короля на стене висит портрет самого короля в раме, представляющий собой квадрат. Периметр рамы портрета равен 100см. Чему равна длина сторон рамы для портрета? Записати формулу для нахождения стороны квадрата, подставить числовые данные и найти длину.
Ркв. – 100см
а - ?
Б) Работа в группе. Первые 4 человека, претендующие на звание «Знатоков математики», получат практическое задание – собрать по инструкции ударный инструмент «Трещотку», получив за это дополнительный балл.
В) Определение жанра прозвучавшей части сюиты / Танцевальность. Черты танца троллей из свиты Горного короля /
Г) Самопроверка и оценивание геометрического задания.

/ «Знатоки математики» в ходе творческого задания собирают «Трещетку из прищепок»/
V. Физкультминутка.
Немного отвлечемся и проведем нашу любимую физкультминутку.
VI. Музыкальная загадка «Трещотка». Сюрпризный момент.
А) В «Волшебном» ящике находится инструмент. Назвать его вы сможете, прослушав музыкальную подсказку в исполнении его голоса и вставив «сбежавшие» гласные в слово – отгадку:
Б) Загадка: С сороками имеет связь название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призвание!
«Трещотка» - музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.
В) Добавить баллы – нотки тем, кто отгадал название инструмента. Продемонстрировать деревянные трещотки из школных линеек, изготовленных ребятами на уроке труда.
VII. Подведение итогов работы на уроке и выставление оценок.
Учащиеся, получившие высокие баллы, поощряются возможностью сыграть на «Оригинальных» ударных музыкальных инструментах, из коллекции кабинета «Музыки».
Остальные учащиеся играют на инструментах, которые были собраны сегодня на уроке.
В результате нашей плодотворной работы у нас на уроке организовался целый оркестр «Ударных музыкальных инструментов»
- Кто подскажет, что такое «оркестр»?
Оркестр – гр. слово «Многочисленный» -большой коллектив музыкантов
VIII. Видеоматериал «Классика в мульмфильмах» .
Э. Григ Симфоническая сюита «Пер Гюнт»: «Утро», «Шествие гномов», «В пещере Горного короля».
Озвучивание мультфильма «Гномы и Горный король» с помощью инструментов, созданных на уроке.
А теперь с помощью нашего орестра «Ударных музыкальных инструментов» мы должны озвучить нашу Сюиту норвежского композитора Э.Грига «Пер Гюнт», создав «Жанровую последовательность» музыки в развитии.

Просмотр и озвучивание ударными инструментами мультфильма « Гномы и Горный король» по Сюите «Пер Гюнт» Э.Грига.
IX. Домашнее задание.
Музыка - составить Синквейн на слово «Сюита».
Математика – составить 8 примеров на различные случаи умножения и деления двузначных чисел ( на листочке – карточке) для соседа по парте.
Использованная литература
1. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе.Феникс-2003.
2. Кадашникова Н.Ю.Интегрированные уроки в 1-4 классах.Учитель-2008.
3. Ятайкина О.Г.Об интегрированном подходе в обучении.//Школьные технологии.2001, №6.
4. Калягин Ю.М.Интеграция школьного обучения.//Начальная школа, 1990, №90.
5. Тарасова М.В.Интегрированный подход к уроку музыки.//Искусство в школе, 2001, №4.
Приложение №1

Курская трещотка

Круговая трещотка
Трещотка с колокольчиками

Трещотка-шарманка

Треугольник
Кастаньеты

Маракас

Тамбурин

Кселофон

Металлофон
Приложение №2
Текст песни «Дважды два четыре»
Припев: Дважды два четыре, дважды два четыре-
Это всем известно в целом мире.
Дважды два четыре, дважды два четыре-
Это всем известно в целом мире.
Дважды два четыре, дважды два четыре,
А не три, а не пять- это надо знать.
Дважды два четыре, дважды два четыре,
А не шесть, а не семь- это ясно всем.
1 куплет:
Трижды три- навеки девять.
Ничего тут не поделать.
И не трудно сосчитать,
Сколько будет пятью пять,
Пятью пять- двадцать пять.
Пятью пять- двадцать пять.
Совершенно верно!
Припев:
2 куплет:
У кого друзья ни спросим,
Шестью восемь- сорок восемь.
Шестью шесть, прошу учесть,
Неизменно- тридцать шесть.
Шестью шесть- тридцать шесть,
Шестью шесть- тридцать шесть.
Совершенно верно!
Текст песни «ДО-РЕ-МИ»
ДО-наш дом, наш милый дом.
РЕ – ребячья балтовня.
МИ – микстура перед сном.
ФА - фантазия моя.
СОЛЬ – солонки на столе.
ЛЯ - лягушки под кустом.
СИ – сигнал на корабле, что плывет обратно в ДО.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО
Ноты в звуки превратим
Мы споём любой мотив!
СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ = СОЛЬ – ДО.
Приложение №3










