Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок обучения грамоте»
План – конспект интегрированного урока обучения грамоте.
Тема : «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Правописание сочетания «ши». Закрепление изученного.
Цель: создать условия для работы учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш; развития речи, памяти, логического мышления.
Задачи:
обучающие: уточнение представления учащихся о звуке [ш] как твёрдом; отрабатывание навыков правописания сочетания ши.
развивающие: развитие орфографической зоркости; фонетического слуха; словесно-логического мышления. Развивать культуру общения, воспитывать внимание, тренировку памяти; личностные качества самоконтроля и самооценки.
воспитательные: воспитывать уважение к пожилым людям.
Планируемые результаты:
Предметные: выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым.
Метапредметные: воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
3. Познавательные: отличать новое от уже известного, характеризовать букву Ш.
4. Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.
Образовательные ресурсы: компьютер, предметные картинки, карточки со словами, учебник «Азбука», схемы слов.
Технологическая карта урока
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. | - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которым мы очень рады, которым мы покажем, как умеем работать. -Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу и мне! Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Если буквы изучать То научимся читать. | Подготовка класса к работе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Внимательно слушать и слышать учителя и товарищей. |
II. Актуализация опорных знаний. 1.Речевая разминка. 2. Чистоговорка: | - На какие две группы делятся буквы? -Расскажите, что вы знаете о гласных. -Что вы можете сказать о согласных? -Какими бывают согласные звуки? - Какую ещё удивительную букву мы с вами узнали? -Чем же она необычна? -С какой интересной буквой мы с вами познакомились на прошлой неделе? -Что вы можете о ней сказать? -С какой буквой познакомились на прошлом уроке? -Что вы можете о ней сказать? ша-ша-ша мама моет малыша шу-шу-шу я письмо пишу аш-аш-аш у Марины карандаш ши-ши -ши аккуратно ты пиши, никогда не спеши шо-шо-шо всем ребятам хорошо. | На гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. При произнесении гласного звука воздух не встречает преград. Гласная буква образует слог. Согласные нельзя пропеть. При произнесении воздух встречает препятствия. Твердые и мягкие. Глухие и звонкие. Буква ь. Ь звука не даёт, служит для обозначения мягкости согласного звука. Буква Ч. Она всегда мягкая. Буква Ш. Она всегда твёрдая. Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III. Постановка учебной задачи. Проблемный вопрос. | - Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У,И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам. – Сформулируйте тему нашего урока. – Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? Правильно: Сегодня на уроке мы закрепим знания о согласной букве Ш ш, будем учиться грамотно писать слова с сочетанием ШИ: развивать речь, память, внимание.
| Формулируют учебную задачу. (Научиться применять правило на письме)
|
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Слого-звуковой анализ слов. Индивидуальная работа. 2. Минутка чистописания. 3.Правописание ши. Нужно отгадать загадки.
|
Два ученика работают у доски. Разбирают слова: машина и шишки.
Запись заглавной и строчной буквы Ш,ш.
1. На болоте – ни души, Там растут лишь…(камыши) 2. Кот живёт у нас на крыше, А в чулане живут…(мыши) 3. Бывает снег весной летает, На землю падает и тает. Тогда на валенки в порошу Я надеваю, что? (галоши) 4. Вместо обуви машины, На колёсах носят…(шины) 5. Это не овощ, это не фрукт На хвойных деревьях красиво растут И раскрываются будто - бы книжка С ёлки высокой падает…(шишка) -Прочитайте слова. Слова: камыши, мыши, галоши, шины, шишка. -Какой звук слышим после звука [ш]? - А что написано? -Сочетание ШИ пиши с буквой и. -Какие еще сочетания вы знаете? Запись слов в рабочей тетради. Подчеркните орфограммы в этих словах. | Звук [ы]. Буква и. Повторяют правило. ЧА пиши с буквой А. ЧУ пиши с буквой У |
V. Физкультминутка | Первоклашки дружно встали, И зверятами все стали. Потоптались как слонята, Повертелись как лисята, Поскакали как зайчата. Как жирафы потянулись И друг другу улыбнулись. Вперевалочку, как мишки Дружно сели все за книжки. | Ученики выполняют движения. |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие речи
2. Работа над текстом Л. Н. Толстого | Работа с диском. 1. Ищем слова с буквой ш на картинке. 2. Составляем рассказ по картинке (как можно больше используем слов с буквой Ш). 3. Смотрим мультфильм по данной картинке. 1. Чтение учителем рассказа Л. Н. Толстого на с.19 «Азбуки» 3. Беседа, направленная на воспитание уважительного отношения к пожилым людям. -Что можно сказать о возрасте дедушки? -Почему он не смог слезть с печки? -Почему мальчику стало смешно? -Почему автор считает, что стыдно смеяться над старостью? -Как озаглавим этот текст? -Как в ваших семьях относятся к старикам? -Кого мы называем стариками? | Ученики называют слова с буквой Ш; составляют рассказ по картинке (используя, как можно больше слов с буквой Ш). Пересказ рассказа близко к тексту. Ответы детей на вопросы. «Старый дед», «Глупый внук». Высказывания учащихся. |
VII. Рефлексивно-оценочный | -Ребята, давайте подведём итог нашему уроку. -Какую цель ставили в начале урока? -Закончи предложения: Я знаю……. Я умею……. | Повторить правило написания слов с сочетаниями ши Правило написания слов с ши. Грамотно писать слова с сочетаниями ши. |