СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского и английского языков "Местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вариант интергированного урока. Такие уроки очень эффективны. Они помогают ученикам полнее осмыслить структуру языка, увидеть взаимосвязи и укрепить знания в обоих языках.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского и английского языков "Местоимения"»

Интегрированный урок русского и английского языка

в 6 классе по теме «Местоимения»


Рыбинцова Татьяна Николаевна,

учитель английского языка,

Кротова Вера Васильевна,

учитель русского языка,

МОУ СОШ № 5 п. Ключи-1 Камчатский край


Современная система образования направлена на формирование высоко- образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин разрозненности знаний выпускника школы, в то время как в современном мире преобладает тенденция к различного рода интеграции. Таким образом, самостоятельность школьных предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании прочных знаний у учащихся, необходимость объяснять сущность одних и тех же явлений на разных уроках, лишают учащихся возможности опираться на знания из других областей.

Становится актуальным формирование у учащихся (в рамках филологического цикла) единой языковой картины мира, целостного представления о системе языка, гуманистического мировоззрения, органичного восприятия культуры.

Интегрированные уроки способствуют развитию таких общеучебных умений, как умения анализировать, мыслить логически, сопоставлять, выделять общее и различное, находить языковые закономерности, расширяют эрудицию обучающихся.

Межпредметные связи в процессе обучения активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся. Решая межпредметные познавательные задачи, ученики направляют свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей.

Интегрированные уроки дают возможность учащимся отработать применение одних и тех же способов изучения материала, приемов запоминания, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации, общеучебных навыков в различных учебных ситуациях, что в свою очередь позволяет сократить время, необходимое для обучения.

Применение интегрированных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные: интерес к знаниям, к содержанию и процессу изучения.

Создание данного урока вызвано необходимостью систематизации знаний учащихся по теме «Местоимения» в русском и английском языках. Но, если знания о разрядах, признаках и употреблении местоимений в русском языке формируются в ходе изучения отдельной темы с четким циклом уроков, то представления о данной части речи в английском языке у учащихся размыты. В рамках курса английского языка в средней школе различные разряды местоимений изучаются разрозненно, чаще на иммитативной основе, без четкого осмысления структурных взаимосвязей в языке, без определений, иногда раньше, чем этом материал изучается в русском языке. В связи с этим теряется четкое понимание строения языка. Сравнение одинаковых элементов в двух языках позволяет глубже понять значение, функции, формы языковых явлений. Осознанное усвоение грамматического материала способствует формированию прочных знаний и умений.

Интегрированные уроки дают возможность для нахождения общей платформы сближения предметных знаний.

Проведение интегрированного урока по данной теме возможно при переносе изучения раздела «Местоимения» в курсе русского языка ( УМК Баранов М.Т. Русский язык. Учебник. 6 класс) на конец учебного года, в это время в курсе английского языка по УМК «Enjoy English» М.З. Биболетовой изучается тема «Возвратные местоимения». Параллельность материала дает возможность для интеграции.

Конспект урока

Тема: Систематизация и обобщение изученного о местоимении.

Класс: 6

Тип урока: урок обобщения

Цели:

- обобщить знания о разрядах, функции и значении местоимений в русском языке;

- систематизировать знания о разрядах, форме, функции местоимений в английском языке;

- найти сходства и различия в классификации, признаках и употреблении местоимений в русском и английском языках;

- развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать способность к выявлению языковых закономерностей;

- развивать внимание, догадку, сообразительность;

- воспитывать уважение и интерес к родному и иностранному языку;

- воспитывать коммуникативность, умение работать в группе.

Урок проводится в виде путешествия английских и русских ребят в страну Местоимений с применением игрового метода, метода проблемных вопросов, поисковых заданий, эвристической беседы.

Предварительная подготовка: учащиеся подбирают занимательные вопросы о местоимениях в русском и английском языках.

Оборудование: дидактический материал, карточки, презентация, мультимедийный проектор, аудиоаппаратура.

Xoд урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Оргмомент

У.Р. Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в страну «Местоимений», в ходе которого мы обобщим изученный материал по данной теме.

У.А. Мы так же будем систематизировать знания о местоимениях в английском языке, сравнивать и анализировать языковой материал и постараемся сделать вывод об особенностях русских и английских местоимений.

Учащиеся могут дополнить постановку целей урока: развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, выделять языковые закономерности, воспитывать любовь и уважение к изучаемым языкам. (Слайд 2)

2. Активизация знаний

У.Р.Дайте определение местоимения, назовите их признаки.

У.А. Можно ли то же сказать о местоимениях в английском языке?

Учащиеся русской группы дают определение «местоимения», затем определение проецируется на доске. (Слайд 3)

3. Систематизация материала

Разряды местоимений

У.Р.Давайте расскажем нашим английским друзьям, какие местоимения есть в русском языке.

У.А. А какие разряды местоимений в английском языке нам известны?


У.А. Неужели английский язык беднее? - Нет. Попробуйте найти соответствия. (Приложение 1 «Карточки»)


Ученики называют разряды местоимений, выкладывая карточки с названиями и примерами на доску.

Ученики могут назвать личные, притяжательные, указательные и возвратные местоимения.

Пользуясь подсказками в виде карточек с названиями разрядов местоимений и примерами, ученики выстраивают таблицу соответствий (в некоторых местах учитель может придти на помощь)

4. Закрепление и обобщение


(игровой метод)

Личные местоимения

У.А. Давайте поиграем. (Игра на внимание, знание личных местоимений) Замените слово или словосочетание соответствующим русским или английским личным местоимением: Миша, Peter, дети, кот, Mary, a dog, учительница, books, окно, a tree, очки, я и Лена, pupils in our classroom….








Он, he, они, он, she, it, она, they, оно, it, они, мы, we…



(поисковый метод)

У.Р. Местоимения очень часто употребляются в поэтической речи.

У.А. Давайте прочтем стихотворение английского писателя Р. Киплинга «Шесть верных слуг» и перевод, выполненный С. Маршаком, и определим, о каком разряде местоимений идет речь. (Приложение 2 «Стихотворение»)

У.Р. Какие еще разряды местоимений встречаются в стихотворении, найдите и назовите в русском и английском вариантах.



(Слайд 4)


В стихотворении речь идет о вопросительных местоимениях (что, кто, где, когда, почему, как – what, who, where, when, why, how)




Личные – Я, меня, них, их, они – I, me, they

Притяжательные – моему – their


Задание для юных лингвистов

У.Р. Прослушайте текст и выпишите в столбик словосочетания с притяжательными местоимениями. Проанализируйте грамматическую форму местоимений. (Приложение 5 «Высказывание В.Сухомлинского»)

У.А. Переведите местоимения в этих словосочетаниях на английский язык и запишите их рядом с русскими эквивалентами. Какой вывод можно сделать о грамматической форме английских притяжательных местоимений?



Ученики выписывают словосочетания:

твоя честная жизнь;

твоя семья;

твое поведение;

твои поступки.

Делается вывод о том, что в словосочетаниях употреблены указательные местоимения 2 лица ед. (ж.р., ср.р.) и мн. числа.



После перевода местоимений на английский язык ученики делают вывод о том, что английский притяжательные местоимения изменяются только по лицам.

Физминутка


Ученики выполняют движения физкультминутки под песню «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

5. Совершенствование навыков

Переводчики-грамотеи

Придумайте и переведите на английский язык предложения с возвратными местоимениями

(или группам даются карточки с предложениями для перевода с английского на русский и с русского на английский, можно дать одни и те же предложения на разных языках) (Приложение 3 «Предложения для перевода»)

Ученики работают в группах, результаты записываются на доске, сравниваются, делаются выводы об особенностях возвратных местоимений в русском и английском языке.


Работа с текстами

У.Р. Прочтите тексты на русском и английском языках, подчеркните указательные местоимения. У.А. Проанализируйте особенности указательных местоимений в русском и английском языках. (Приложение 6 «Тексты для поиска указательных местоимений»)



Для сильных групп можно использовать так же дополнительное задание. (Приложение 6 «Дополнительный текст»)

Учащиеся читают тексты, выделяют местоимения, указывают их грамматические особенности, делают выводы о сходствах и различиях в употреблении, грамматических формах, значении местоимений. При необходимости учителя оказывают помощь в формулировке выводов группам. Для удобства при комментировании тексты проецируются на экран. (Слайд 5 )


Третий лишний

У.Р. Определите, какое местоимение лишнее, и объясните почему. (Примеры можно дать на двух языках) (Приложение 4 «Лишнее местоимение»)

Подготовительный этап выполнения задания проходит в группах, ответы и комментирование производится при проецировании задания на экран. (Слайд 6 )


Занимательно о местоимениях

Команды русских и английских учеников могут задать друг другу вопросы на сообразительность о местоимениях

- Какое местоимение и в русском и в английском языке состоит из двух звуков, но записывается одной буквой? (Я, I)


Ученики задают заранее подготовленные вопросы:

- Какое местоимение в английском языке всегда пишется с большой буквы? (I)

- Какое местоимение можно перевести на русский язык двумя разными местоимениями 2 лица ед. и мн. числа? (you)

- Сколько падежей у английских личных местоимений? (два)

* Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)

* Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы)

* Какое местоимение требует чистоты? (мой)

* Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква)

* Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я)

Творческое (проектное) домашнее задание

В течение одного дня (перемены, одного урока, телепередачи, в одном из текстов на английском языке и т.д.) запишите все местоимения, услышанные (прочитанные) вами. Местоимения каких разрядов встретились в большем количестве?

Ученики могут объединиться в пары или группы, подготовить ответы в виде проектов, докладов, сообщений.

Подведение итогов

В конце урока обобщаются выводы, сделанные об особенностях рассмотренных местоимений.

Закончить урок можно под звуки песни «Ты да я, да мы с тобой».


Использованная литература:


  1. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003.

  2. На берегах Лингвинии: Занимат. Задачник по рус. Яз.: под ред. Л.Д. Чесноковой. - М.: Просвещение, 1996.

  3. Enjoy English – 2: Учебник англ.яз. для нач. шк. / Биболетова М.З. и др. – Обнинск: Титул, 2003.

  4. Enjoy English – 3: Учебник англ.яз. для 5-6 кл. / Биболетова М.З. и др. – Обнинск: Титул, 2004.

  5. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 1996.