СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Мурминская СШ» Мамаева Татьяна Петровна

Тема: Повторение изученного.

Цель: повторить и обобщить изученный материал;

познакомить с поэтической фигурой речи – гиперболой.

Задачи: повторить правила правописания;

отрабатывать навык работы с текстом;

развивать умение распознавать средства выразительности и находить их в

тексте.





Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами

не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери





Легко жить тому, кто нахален, как ворона,

дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен.

Но трудно жить тому, кто скромен, кто

всегда ищет чистое, кто беспристрастен,

хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.

Будда



Ход урока.

IОрганизационный момент.

- Здравствуйте! Сегодня у нас много гостей: завуч школы и ваши родители.

- У вас на столе листочки. Оцените на нем свое настроение. Мое настроение на «5».

- Тема урока: повторение.

- определите цель и задачи урока.

(цель: повторить изученные орфограммы, средства выразительности;

задачи: повторить правила правописания;

отрабатывать навык работы с текстом;

развивать умение распознавать средства выразительности и находить их в

тексте.



О ледяных сердцах и замёрзших душах


Холодно. Земля осиротевшая.
Солнца уже не было давно.
Я смотрю в окно обледеневшее,
Наблюдая жизнь через стекло.

Люди все бегут куда-то, съёжившись,
Может быть, мечтая об одном:
Каждый, знаю, хочет хоть немножечко
Обогреться светом и теплом.

Души стынут от холодной чёрствости
Слов фальшивых в ритме суеты,
Стал неведом из-за глупой гордости
Мир тепла, любви и доброты.

Мы порой лишь выгодою движимы,
Времени нам некогда терять, –
Друг твой от тебя ушёл обиженный,
Ты не захотел его понять.

Слишком мало поводов для нежности,
Для особых добрых тёплых слов,
Сердце замерзает по небрежности
Без огня по имени «любовь»...

Сердце замерзает не от холода,
Не во время лютой зимней стужи,
Хочется, чтоб просто так, без повода
Был сегодня ты кому-то нужен...

©Юлия Воробьёва


- Найдите в данном тексте метафору. Как понимаете это выражение?

- Какова главная мысль стихотворения? Подтвердите словами из текста.



- Кому принадлежат следующие слова: « Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

- Объясните смысл этого высказывания.



IIСинтаксическая минутка.

- запишите в тетради число, классная работа, с красной строки запишите слово.

-Запись на доске: сердце.

- Подчеркните орфограмму, скажите, на какое правило данная орфограмма.

- Подберите еще 5 слов на это правило, слова запишите в столбик, орфограмму подчеркните.

- Через черточку напишите проверочные слова.

- Проверьте, читайте по одному слову.



III Работа в группах.

  1. Работа с текстом в группах.

(текст у каждой группы)





А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!... Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»





1 группа – найдите средства выразительности:



олицетворение

метафора

эпитеты

сравнения



2 группа–найдите глаголы в форме прошедшего времени; объясните их написание;

найдите приставки на з-с, объясните их написание.

3 группа – прочитайте текст, определите его тему и главную мысль.



- Что совершил Данко? Во имя кого он совершил подвиг? Что заставило его сделать это?

- Могло ли это быть на самом деле? Почему?

(Прием, который использует автор относится к поэтическим фигурам и называется гиперболой. Запишите этот термин к себе в тетрадь.)



Гипербола – (от греч. hyperbole – преувеличение) – стилистическая фигура, чрезмерное преувеличение, способ широкой типизации изображаемых явлений.



- А в наше время можно совершить подвиг?





  1. Работа над предложением.

- Запишите предложение: «В жизни всегда есть место подвигу».

М. Горький

1 группа – выполните синтаксический разбор предложения.

2 группа – выполните морфологический разбор слова «в жизни».

3 группа – выполните фонетический разбор слова «есть».





  1. Повторение. Части речи.

(текст у каждой группы и на экране)





Легко жить тому, кто нахален, как ворона,

дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен.

Но трудно жить тому, кто скромен, кто

всегда ищет чистое, кто беспристрастен,

хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.

Будда



1 группа – выписать ту часть речи, которая только указывает на лицо, но не называет его. Распределите эти слова по разрядам. Расскажите об этой части речи.



2 группа – найдите глагол в форме настоящего времени, объясните правописание личных окончаний глаголов, подготовьте рассказ о глаголе как части речи.



3 группа – определить, слова какой части речи выступают в роли сказуемого. Расскажите о ней. Определить их роль в тексте.

- Объясните главную мысль этого текста.



IV. Домашнее задание.

- С кем и с чем были связаны тексты, с которыми мы работали на уроке?

(с человеком, с его душой, с его воспитанием)

- Все произведения русской литературы обращены к человеку, они помогают нам познавать прекрасное и, словно в кривом зеркале, отражают наши недостатки.

Большим мастером и знатоком человеческих душ был А. П. Чехов.

М. Горький говорил о нем такие слова: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

- Скверно живете, господа!»

- Как вы думаете, что имел в виду автор?

Запишите слова А. П. Чехова:

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

- Подчеркните грамматическую основу предложения, постройте схему предложения.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Какого человека можно назвать настоящим?»

V. Итог.

- Поднимите руки те, кто оценивает свою работу на уроке на «5».

































































А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!... Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»





1 группа – найдите средства выразительности:



олицетворение

метафора

эпитеты

сравнения

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!... Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»





2 группа – найдите глаголы в форме прошедшего времени; объясните их написание;

найдите приставки на з-с, объясните их написание.











А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!... Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»





3 группа – прочитайте текст, определите его тему и главную мысль.











Легко жить тому, кто нахален, как ворона,

дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен.

Но трудно жить тому, кто скромен, кто

всегда ищет чистое, кто беспристрастен,

хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.

Будда







1 группа – выписать ту часть речи, которая только указывает на лицо, но не называет его. Распределите эти слова по разрядам. Расскажите об этой части речи.















































Легко жить тому, кто нахален, как ворона,

дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен.

Но трудно жить тому, кто скромен, кто

всегда ищет чистое, кто беспристрастен,

хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.

Будда









2 группа – найдите глагол в форме настоящего времени, объясните правописание личных окончаний глаголов, подготовьте рассказ о глаголе как части речи.















































Легко жить тому, кто нахален, как ворона,

дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен.

Но трудно жить тому, кто скромен, кто

всегда ищет чистое, кто беспристрастен,

хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.

Будда











3 группа – определить, слова какой части речи выступают в роли сказуемого. Расскажите о ней. Определить их роль в тексте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!