СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познание мира. "Корень." Русский язык . Закрепление по теме: " Корень. Однокоренные слова." ЦЕЛЬ: - ознакомить учащихся с функцией корня - самой важной части растения, с его видами; - формировать представления детей о разнообразии подземной части растений, об условиях, необходимых для их жизни; - закрепить знания и умения в определении корня в однокоренных словах; - развивать логическое, творческое мышление, любознательность, умение делать выводы и обобщать; - воспитывать бережное отношение к природе; ОБОРУДОВАНИЕ: гербарий растений, рисунки с изображением разных видов корней растений, кластер "Корень" ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели. Пожелайте успехов глазами - И вперед за новыми знаниями. II. Основная часть. -Из чего состоят слова? (корень, приставка, суффикс, окончание) - А какая часть слова самая главная? (корень) -А что такое - корень? (общая часть всех родственных слов) -Как вы думаете, а что еще может означать слово корень? ( Это то, без чего не может жить и расти растение. Подземная часть растения, без нее оно погибнет.) -А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова? (из корня появляются слова) -Сегодня тема нашего урока звучит так: " Интересный корень" Урок русского языка мы свяжем с уроком познания мира и поговорим о самой главной части слова и растения. -Перед тем как приступить к чистописанию подготовим пальчики к работе: Этот пальчик -дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папа, Этот пальчик- мама, Этот пальчик –я Вот и вся моя семья 1. Минутка чистописания. корень слова корень растения 2. Работа с учебником познания мира. а) проверка домашнего задания - назови все части растения (корень, лист, плод, стебель, цветок) - как размножаются растения? - какая часть растения самая главная? б) чтение текста учебника Если ты когда - ни будь, помогал очищать огород от сорняков, то помнишь, что сорняки выдергивают с корнем. Но через некоторое время они вновь появляются. Почему? Потому что некоторая часть корня остается в почве. Оставшаяся часть корня способствует росту нового сорняка. Что же такое корень? Та часть растения, которая находится в почве, называется корнем. Для чего нужен корень растениям? Во- первых, корни укрепляют растения в почве и прочно удерживают их в течение всей жизни. Во - вторых, через корни растения получают из почвы питательные вещества и воду, то есть питается. Вспомни подземные части раннецветущих растений: они утолщены. В них наполнены питательные вещества как бы впрок, про запас. Этими запасами и питаются ранней весной цветущие растения. У растений, растущих в разных местах, различные корни. Корни растений пустыни уходят глубоко в землю - там они находят необходимую для жизни влагу. Размеры корней, растущих в пустыне, иногда достигают 15 метров в длину. В местах, где достаточно влаги, корни имеют меньшие размеры. Ухаживая за комнатными растениями, обязательно рыхли почву. Разрыхленная почва хорошо впитывает воду и дает доступ воздуху. Благодаря корню растение не только питается, но и дышит. в) Вопросы и задания: - Каково назначение корня? - Сравни корни деревьев и трав. - Почему у растений пустыни длинный корень? - Почему у раннецветущих растений утолщены корни? - Почему корень является основным органом растения? 3 Письмо под диктовку. Корень - самая важная часть растений. Он удерживает растения в почве и питает их. Существуют разные виды корней. 4 Словарная работа. Корни имеют разную форму и название. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображены хорошо известные вам растения, обратите внимание на их корни.(Рассматривание иллюстраций и объяснение каждого вида корней) А сейчас давайте запишем названия корней в тетрадь. Стержневой, пучкообразный, луковица, корневище, клубень, корнеплод. Физминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Потянулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. Послушайте рассказ Г. Цыганенко " Интересный корень" Слово лук очень древнее. В русском языке у него есть такие родственники: лукошко, лукавый и даже лукоморье. Что же роднит эти слова? Их роднит корень лук. Он означает " кривой, согнутый". Лук - оружие для метания стрел. У него есть изогнутая часть. Лукошко - корзиночка из прутьев. Их сгибают, когда плетут лукошко. Лукавый человек кривит душой, хитрит. А лукоморье - это кривой морской берег, морской залив. - О каком " интересном корне" рассказано в этом тексте? - Что вы знаете о родственных словах? - Форму, какого корня имеет лук? - Давайте запишем однокоренные слова из этого рассказа Лук, лукошко, лукавый, лукоморье, луковица. 5.-А теперь поиграем в игру " Найди лишнее слово" (по карточкам) Из ряда слов вы должны убрать лишнее слово, а остальные записать и выделить корень. Дерево, деревянный, сосна. Лес, лесной, лесник, лестница. Цветник, свет, цветок, цвет. Гусь, гусыня, гусята, гусеница. III. Итог урока. Выставление оценок. Игра " Доскажи словечко". Скажу я слово: - Высоко! А ты ответишь: - Низко! Скажу я слово: - Далеко! А ты ответишь: - Близко! Скажу тебе я слово: - Трус! Ответишь ты: - Храбрец! Теперь " Начало " я скажу! Ну, отвечай: - Конец! -И для нашего урока это конец. - Понравился вам урок? Не ленитесь, старйтесь как можно больше узнать обо всем на свете - и тогда каждый новый урок будет для вас не скучным, а радостным. Всего добро