СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок самопознания и биологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рекомендован учителям, которые проводят интегрированные уроки.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок самопознания и биологии»

БЕКІТЕМІН:

Мектеп директоры

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

________________Госина И.А.

«___» ______________2016ж/г


Поурочный план Дата _____ Класс 7 Кол-во чел: 11

Урок 10 биологии

Учитель химии и биологии: Гайдар Л.Н.

Учитель самопознания: Терманова Н.А.

Тема урока: Размножение гидры. Значение в природе.

Ценность: ненасилие

Качества: любовь к животным, забота, внимание, ласка.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: познакомить учащихся с размножением кишечнополостных на примере пресноводной гидры.

Задачи:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях размножения кишечнополостных;

Развивающие: способствовать развитию у школьников умений распознавать и сравнивать различные клетки тела гидры, работать с учебником и дополнительной литературой и источниками, выделять главное, делать самостоятельно выводы урока.

Воспитательные: воспитывать умения работать в парах, в группах, индивидуально.

Оборудование: презентация, рисунки.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функцио--нальной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I.

Орг. момент

Позитивный настрой «Путешествие на морское дно»

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на морское дно.

Представьте, что вы идёте вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите чёрную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой в подводное путешествие. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждёт вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь.

Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. . Посмотрите вокруг,: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь, вы смотрите, как меняется всё вокруг; сколько причудливых водорослей покачивается вокруг. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь взгляните вон туда… этот огромный осьминог. До чего забавный и удивительный мир здесь под водой. Заметили ли вы, какая здесь глубокая, полная тишина? Побудьте в этом состоянии покоя.(пауза)

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг, рассмотрите ещё раз все удивительные цвета, прислушайтесь к тишине. Дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас с собой в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс, на своё место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но сохраните в себе ощущение покоя и тишины.



Анализ состояния:

 Какие чувства вы испытали, опускаясь на морское дно?

 Что интересного и необычного увидели?

 Удалось ли ощутить тишину и покой?


Р

Коллект




II.

Проверка д/з:

А).  Ответьте на вопросы.

1. Почему тип Кишечнополостные получил такое название? (это двуслойные многоклеточные животные с единственной полостью тела – кишечной). Какие функции выполняет кишечная полость?

2.  Гидра - малоподвижное пресноводное животное, медуза бы­стро плавает в толще морской воды. Почему этих животных отно­сят к одному типу? (кишечная полость).

3.  Гидра и актиния по своему внешнему виду напоминают рас­тения. Какие признаки указывают на то, что это животные? (способ питания).

4.  Общий план строения тела многоклеточного животного оп­ределяется в первую очередь характером симметрии его тела. Какая симметрия тела характерна для кишечнополостных?

5.  Через ротовое отверстие у кишечнополостных происходит не только прием пищи, но и выведение непереваренных остатков. Чем это можно объяснить? (примитивностью строения).

6.Тело кишечнополостных состоит из многих клеток. Чем сходны клетки кишечнополостных? (дифференцированы). Чем объясняется их различие? (выполнением функций). Почему клетка кишечнополостных не может существовать вне ор­ганизма? (связана с другими клетками).

7.  Нервные клетки у кишечнополостных имеют звездообразную форму. Сообщаясь друг с другом своими отростками, они образуют нервную систему. Почему такую нервную систему считают прими­тивной? (они разбросаны по всему телу).

8.  Простейшие и кишечнополостные по-разному реагируют на раздражения из внешней среды. В чем состоит их отличие? Что та­кое рефлекс? (у простейших тело состоит из одной клетки, а у кишечнополостных есть специальные нервные клетки).


Б). Устно:

Работа в парах по терминам:

Кишечнополостные, кишечная полость, полип, лучевая (радиальная) симметрия, подошва, эктодерма, энтодерма, мезоглий, рефлекс.

В). Работа по вариантам:

1 вариант:

Выберите номера признаков Кишечнополостных?

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Двуслойные.

2. Трехслойные.

3. Имеют стрекательные клетки.

4. Имеют желудок.

5. Живут в водоемах.

6. Живут на суше.

7. Растительноядные.

8. Регенерация.

9. Имеют пару глаз.

Ответ: 1, 3, 5, 8

2 вариант:

Строение Кишечнополостных? Что обозначено цифрами от 1 до 5?

.

Ответ: 1- щупальца 2 - рот 3 - кишечная полость

4 - двухслойная стенка 5 - подошва



3 вариант:

Распределите животных по основным классам типа Кишечнополостных.

А). Гидроидные

Б). Сцифоидные медузы.

В). Колониальные полипы.


  1. Актиния.

  2. Пресноводная гидра

  3. Красный коралл

  4. Ушастая медуза

  5. Аурелия

  6. Корнерот

  7. Португальский кораблик

  8. Цианея


Ответ:

А – 1, 2

Б – 4, 5, 6, 7, 9

В – 3.

4 вариант;

Д). Вставьте пропущенные слова:

Гидра прикрепляется ... к субстрату, на другом конце находится ..., окруженный ... . Гидра ... организм. Клетки ее специализированны, образуют ... слоя. Между ними находится ... . Отличительный признак кишечнополостных животных наличие ... клеток. Их особенно много находится на ... и вокруг рта. Наружный слой называется ... , внутренний слой ... . Через рот пища попадает в ... полость.

(Ответы: подошва, рот, щупальцы, многоклеточный, два, мезоглий, стрекательные, щупальцы, эктодерма, энтодерма, кишечная).

Шкалу оценивания каждый учитель составляет сам в зависимости от потенциала класса).

Р































Р




Р



Фронтал































Работа в парах



Индивид

+































+




+

+































+




+


III. Актуализация знаний

Кишечнополостные животные дышат, питаются, растут.

  • Скажите, а какое ещё свойство характерно для них? (Верно, размножение).

  • Какими способами размножаются растения?

Р

Фронтал

+

+


IV. Изучение н/м:

Тема сегодняшнего урока «Размножение гидры. Значение в природе».

Цель: выявить особенности размножения, значения в природе кишечнополостных животных.

А). Способы размножения кишечнополостных.

Используя материал на странице 143 параграфа 37 учебника под редакцией К.Кайыма, заполните схему «Способы размножения гидры»:

Способы размножения гидры







Условия



Работа в парах по заданию:

Рассмотрите рисунок 1и ответьте на вопрос:

В каком слое находятся половые клетки у гидры? (эктодерме).


















Среди гидр встречаются как раздельнополые виды, так и гермафродиты.

Гермафродиты — особи животных, способные образовывать как мужские, так и женские половые клетки. 

Работа в группах:

Используя материал на странице 144 параграфа 37 под редакцией К.Кайыма и приложение №1, изучите, осудите в группах «Размножение кишечнополостных», зарисуйте рисунки в тетради.


Б). Бесполый способ размножения.

В теплое время года и когда много пищи в водоемах, гидры быстро размножаются путем почкования (бесполый способ): на её теле появляется маленький бугорок – выпячивания стенки тела. Эти выросты увеличиваются, на свободном конце тела гидры образуются щупальца и рот, а затем – подошва. Молодая гидра первое время остается соединенной с материнской при помощи стебелька. Внешне все это напоминает развитие побега растения из почки (отсюда и название этого явления - почкование). Когда маленькая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. Процесс роста почки от крохотного бугорка до сформировавшейся особи занимает несколько дней.

У колониальных коралловых полипов при почковании дочерние особи не отделяются от материнского организма, из – за чего происходит рост колонии.


В). Половой способ размножения.

С наступлением неблагоприятных условий (осенью): при понижении температуры воды, гидры погибают, но перед этим на их теле образуются половые железы в виде вздутий: в одних – формируются сперматозоиды (мужские половые клетки), а в других – яйцевые клетки (женские половые клетки). Созревшие мужские половые клетки выходят в воду и свободно плавают в воде при помощи жгутиков и проникают в полость тела гидр, оплодотворяя неподвижные яйцеклетки. Когда образуются яйца, гидра, как правило, погибает, а яйцо остается живым и падает на дно. Весной оплодотворенное яйцо начинает делиться, образующие клетки располагаются в два слоя. Из них развивается маленькая гидра, которая при благоприятных условиях выходит наружу из яиц.

Таким образом, многоклеточное животное гидра в начале своей жизни состоит из одной клетки — яйца.



Медузы раздельнополы. Оплодотворение наружное, развитие с метаморфозом. Жизненный цикл происходит с чередованием поколений. Половые клетки выводятся наружу через ротовое отверстие. Оплодотворение и развитие происхо­дят в воде. У медузы из оплодотворенных яйцеклеток (яйца) развиваются личинки - планулы, покрытые ресничками. Через некоторое время они опускаются на дно и из них образуются маленькие полипы. Подрастая, они отпочковывают медузок.

Таким образом, сцифоидные медузы обладают четко выражен­ным чередованием полового и бесполого поколений, причем наибо­лее развита половая стадия.

У актиний оплодотворение яйцеклеток и развитие зародышей происходит в кишечной полости, из которой потом выходят маленькие актинии через рот.


 Г). Значение кишечнополостных в природе.

Используя материал на странице 144- 145учебника и приложение № 2, составьте в виде двух кластеров «Значение кишечнополостных в природе» и «Значение кишечнополостных в жизни человека».





Р

ИП









Р























Р
ИП






























































Р
ЧП







Индивид










Работа в парах






















Работа в группах






























































Работа в группах





+










+























+































































+





+










+























+































































+


V.

Закрепление

А). Устно:

  1. Какими способами могут размножаться кишечнополостные?

  2. Как размножаются гидры?

  3. Как размножаются медузы?

  4. Как размножатся актинии?

  5. Какое значение имеют кишечнополостные в природе?

Работа с цитатой

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. »

Артур Шопенгауэр

-как вы понимаете смысл данного высказывания?

-Каким должен быть человек по отношению к животным?

Р

Фронтал



+

+






VI. Подведение итогов:

  • Для кишечнополостных характерно размножение: бесполое (почкование) и половое.

  • Развитие у гидры прямое. А у морских полипов, например, коралловых, развитие непрямое со стадией личинки (планулы).

  • Большинству видов кишечнополостных характерны сложные жизненные циклы: у них закономерно чередуются половые (медузы) и бесполое (полипы) поколения. У гидр и коралловых полипов поколения не чередуются, поэтому их полипы способны размножаться как вегетативно, так и половым путем.

Размножение кишечнополостных возможно в том случае, если созданы благоприятные условия для этого. Так же как и людям нужна любовь, ласка, забота, внимание.

Р

Коллект

+

+


VII. Д/З:

Изучить параграф 37.

Творческое задание:

Подготовить сообщения по теме «Многообразие кишечнополостных».

Р

Индивид




VIII. Рефлексия:

.Заключительная минута тишины.

- Теперь сядьте удобнее, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

Выбери рисунок соответствующий вашему настроению на уроке:

1 2 3

Р

Индивид




Источники и Интернет- ресурсы:

  1. К.Кайым. биология. Учебник для 7 класса общеобразовательных школ, Алматы, Атамура, 2012

  2. А.И.Никишов. Биология. Животные. Учебник для 7-8 кл. общеобразовательных школ, М, Просвещение, 2000

  3. О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии 7-8 класс, Смоленск, 2004

  4. WorldOfSchool.ru›…razmnozhenie-kishechnopolostnyh

  5. festival.1september.ru›articles/563686/

  6. sleemie.ru›…znachenieprirodezhizni-cheloveka.htm

  7. infourok.ru›Презентация







































Приложение № 1:

Бесполый способ размножения.

В теплое время года и когда много пищи в водоемах, гидры быстро размножаются путем почкования (бесполый способ): на её теле появляется маленький бугорок – выпячивания стенки тела. Эти выросты увеличиваются, на свободном конце тела гидры образуются щупальца и рот, а затем – подошва. Молодая гидра первое время остается соединенной с материнской при помощи стебелька. Внешне все это напоминает развитие побега растения из почки (отсюда и название этого явления - почкование). Когда маленькая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. Процесс роста почки от крохотного бугорка до сформировавшейся особи занимает несколько дней.

У колониальных коралловых полипов при почковании дочерние особи не отделяются от материнского организма, из – за чего происходит рост колонии.

В). Половой способ размножения.

С наступлением неблагоприятных условий (осенью): при понижении температуры воды, гидры погибают, но перед этим на их теле образуются половые железы в виде вздутий: в одних – формируются сперматозоиды (мужские половые клетки), а в других – яйцевые клетки (женские половые клетки). Созревшие мужские половые клетки выходят в воду и свободно плавают в воде при помощи жгутиков и проникают в полость тела гидр, оплодотворяя неподвижные яйцеклетки. Когда образуются яйца, гидра, как правило, погибает, а яйцо остается живым и падает на дно. Весной оплодотворенное яйцо начинает делиться, образующие клетки располагаются в два слоя. Из них развивается маленькая гидра, которая при благоприятных условиях выходит наружу из яиц.

Таким образом, многоклеточное животное гидра в начале своей жизни состоит из одной клетки — яйца.



Медузы раздельнополы. Оплодотворение наружное, развитие с метаморфозом. Жизненный цикл происходит с чередованием поколений. Половые клетки выводятся наружу через ротовое отверстие. Оплодотворение и развитие происхо­дят в воде. У медузы из оплодотворенных яйцеклеток (яйца) развиваются личинки - планулы, покрытые ресничками. Через некоторое время они опускаются на дно и из них образуются маленькие полипы. Подрастая, они отпочковывают медузок.

Таким образом, сцифоидные медузы обладают четко выражен­ным чередованием полового и бесполого поколений, причем наибо­лее развита половая стадия.

У актиний оплодотворение яйцеклеток и развитие зародышей происходит в кишечной полости, из которой потом выходят маленькие актинии через рот.

Таким образом, развитие у гидры прямое. А у морских полипов, например, коралловых, развитие непрямое со стадией личинки.

Большинству видов кишечнополостных характерны сложные жизненные циклы: у них закономерно чередуются половые (медузы) и бесполое ( полипы) поколения. У гидр и коралловых полипов поколения не чередуются, поэтому их полипы способны размножаться как вегетативно, так и половым путем.










Приложение № 2:

Значение кишечнополостных в природе.

Многие из них питаются мелкими животными, рыбами, ракообразными; тем самым регулируют их численность в природе.  Другие: мадрепоровые кораллы, создают коралловые рифы, образуют вместе с растениями сообщества. 

Образуют симбиозы с другими видами животных. Например, рак-отшельник и актиния, физалия и рыбка номеус. Служат пищей другим животным. Образуют коралловые рифы и острова. Атолл представляет собой невысокий остров кольцевидной или подковообразной формы, внутри которого находится мелководный водоем – лагуна. Атолл возникает в том случае, если остров или кратер потухшего вулкана, окруженный барьерными рифами, постепенно уходит в глубину моря при опускании морского дна. Кораллы, окружающие остров со всех сторон, будут постоянно надстраивать барьерный риф, т.к. у поверхности моря они наиболее обеспечены пищей.


Значение кишечнополостных в жизни человека. Широко используются кишечнополостные и в практической деятельности человека: 
- в тропических морях обитают съедобные корнероты (медузы). В Японии и Китае употребляют в пищу рапилем. Иногда побережья Южного Китая становятся белыми от скопления рапилем. В Японии ежегодно добывают тысячи тонн этих медуз; 
- многие из представителей кишечнополостных используются в лабораториях, для проведения различных испытаний и опытов.

- используют для изготовления ювелирных изделий и амулетов. В некоторых странах до сих пор употребляют коралловые амулеты, полагая, что они могут предохранять от «дурного глаза». Считается, что крестик, сделанный из кораллов, защитит человека от заразных болезней.

-служат строительным материалом










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!