СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок внеклассного чтения, краеведения, музыки.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Углубить знания учащихся о литературном наследии родного края.

 

                              2. Раскрыть значение А.В.Кольцова, как одного из крупнейших

                                  создателей русской песни.

 

                              3. Обогащать и активизировать словарь учащихся.

 

                              4. Совершенствовать навык выразительного чтения.

 

                              5. Создать условия для реализации творческих возможностей детей.

 

                              6. Формировать эстетические чувства.

 

                              7. Воспитывать любовь к родному краю; вызвать чувство гордости за

                                   людей, прославивших его.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок внеклассного чтения, краеведения, музыки.»


Интегрированный урок

внеклассного чтения, краеведения, музыки.


Тема урока:

Певец земли Воронежской.

( Песни А.В.Кольцова).


Цели урока: 1. Углубить знания учащихся о литературном наследии родного края.


2. Раскрыть значение А.В.Кольцова, как одного из крупнейших

создателей русской песни.


3. Обогащать и активизировать словарь учащихся.


4. Совершенствовать навык выразительного чтения.


5. Создать условия для реализации творческих возможностей детей.


6. Формировать эстетические чувства.


7. Воспитывать любовь к родному краю; вызвать чувство гордости за

людей, прославивших его.


Оборудование: портрет А.В.Кольцова; выставка книг поэта; таблица « Русские

народные песни; лото « Песни Кольцова»; фотография памятника

поэту; музыкальные записи русских народных песен, пьесы П.И.

Чайковского « Июль»; плакат с высказыванием Д.С.Лихачёва;

репродукции картин ( А.Веницианов « На жатве.Лето», « Жница»;

А.Пластов « Жатва», « Сенокос»); набор карточек « Определи характер

песни».


Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

( Чтение стихотворения В.Синявского под музыку).

У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша.


Они плывут над реками, над плёсами,

Как будто их сам земля поёт.

И на полях с кудрявыми берёзами

Шальные ветры водят хоровод.


За то, что в будни с ними не до устали,

За то, что праздник с ними веселей,

За то, что в горе могут посочувствовать,

Они родными стали для людей.


Они летят – весёлые и грустные,

Не прерывая кружевную нить.

У русских песен бьётся сердце русское

И от России их не отделить.


  1. Актуализация знаний.

1. Беседа « Русские народные песни».

- Красота и поэтичность народной песни – нашла своё яркое выражение в песнях. В русских народных песнях отразилась жизнь русского народа, его обычаи, верования, обряды. Песня сопровождала различные стороны жизни и деятельности человека.

Вспомните и назовите основные типы русских народных песен.

( По ходу ответов уч-ся на доске составляется таблица).

Типы русских народных песен.

  1. Лирические протяжные песни.

  2. Игровые и хороводные песни.

  3. Песни на историческую тему.

  4. Солдатские песни.

  5. Плясовые песни.

  6. Частушки.

  7. Трудовые песни.

- Все русские народные песни имеют общие черты. Назовите их.

( Напевность, протяжность, распевы слогов, подголоски, переменный лад, многоголосие).

- Песня сопровождалась игрой на русских народных инструментах. Какие основные инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов?

( Балалайка, домбра, баян).


2. Музыкальная мозаика.

- Определите, к какому типу русских народных песен относятся эти музыкальные фрагменты.

( Звучат фрагменты песен, изученных на уроках музыки:

« Солдатушки, браво, ребятушки»( солдатская);

« Во поле берёза стояла…» ( хороводная);

« Из-за острова…» ( историческая);

« Воронежские страдания» ( частушки);

« Со вьюном я хожу» ( игровая).


3. Распевка « Ох, ты, степь моя, широкая…»

- К какому типу русской народной песни близка , исполненная нами, распевка?

( К лирической протяжной песне).

- Прочитайте слова академика Д.С.Лихачёва:

« Наша протяжная песня создана для больших расстояний, она преодолевает пространства. Но потому ли, действительно, пелось на Руси в охоту, что широко отдавалось эхо в необозримых, без конца и края, просторах?!»


  1. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

- В конце XVIII – начале XIX в. песня, не порывая с устным народным творчеством, становится одним из лирических жанров письменной литературы. В ней пробовали себя многие известные поэты. Но именно в песнях воронежского поэта – А.В.Кольцова затрепетала подлинно народная душа.

Главная заслуга Кольцова перед родной литературой – его замечательные « русские песни», выросшие наполовину из фольклора.

2. Устные сообщения учащихся по теме « Жизнь и творчество А.В.Кольцова».

Почти двести лет назад ( в 1809 г.) в г. Воронеже в семье торговца скотом родился Алексей Васильевич Кольцов. Отец Кольцова был человеком невежественным, грубым и властным. По словам поэта, он любил, чтобы его боялись и почитали.

Когда Кольцову минуло девять лет, его отдали в Воронежское уездное училище. Но окончить его поэту не пришлось, так как отец заставил его помогать в своих торговых делах.


Разъезжая по сёлам и деревням, Алексей Кольцов сталкивался с разными людьми. С малых лет он полюбил родную природу, простую жизнь русского народа. В шестнадцать лет он впервые узнал, что такое стихи, и начал сочинять сам.


Кольцову везло на встречи с хорошими людьми – в этом было его счастье. В Петербурге Алексей Кольцов познакомился с В.А.Жуковским, В.Ф.Одоевским, П.А.Вяземским и другими видными писателями. На одном из литературных вечеров у Жуковского состоялась встреча Кольцова с А.С.Пушкиным, который напечатал его стихотворение

« Урожай».


Но вскоре случилась беда: Кольцов заболел чахоткой. Умер он в возрасте 30 лет.

Поэта не стало, но остались его произведения, в которых он воспел жизнь простого крестьянина, его труд, жажду воли и счастья.


3. Работа в парах. Лото « Песни Кольцова».

( Приложение ).

4. Физкультминутка.

Летом – солнце высоко,

Летом – дышится легко.

Летом – пёстрые цветы

Распускают лепестки.

Птицы весело летают

Песней лето прославляют.


5. Тема крестьянского труда в творчестве А.В.Кольцова.

- Лето – время забот. Много работы в огородах, на полях. А помощником в нелёгком крестьянском труде всегда была песня.

А) Конкурс чтецов.

Чтение наизусть уч-ся стихотворений А.Кольцова « Урожай», « Косарь» ( в сокращениии).

Б) Выявление эмоционального восприятия.

- Что общего между этими двумя стихотворениями?

( Близость темы, напевность, музыкальность).

- Какие картины представились вам во время чтения?

- Какие мысли и чувства пробудили в вас эти произведения?

- Как вы думаете, какому из чтецов удалось наиболее точно выразить чувства и настроение, переданное поэтом?

В) Работа с репродукциями картин.

( У учащихся - набор репродукций картин А Васнецова « На жатве. Лето», « Жница»,

А.Пластова « Жатва», « Сенокос».)

- Какие из этих репродукций вы бы выбрали в качестве иллюстраций к стихотворениям А.Кольцова « Урожай», « Косарь»?

Обоснуйте свой выбор.

Г) Слушание пьесы П.И.Чайковского « Июль».

- Даже самая тяжёлая работа становится легче, если она сопровождается песней.

( Звучит пьеса « Июль» из цикла « Времена года»).

- Созвучна ли эта музыка стихотворениям Кольцова?

- Выберите из данных слов те, которые, на ваш взгляд, соответствуют характеру музыки.


энергичная грустная нежная быстрая весёлая бодрая


- Мужественные, энергичные интонации музыки характеризуют размашистые движения косаря при косьбе. Именно о его работе рассказывает композитор в данной пьесе. Не случайно она получила название « Песнь косаря».


  1. Закрепление изученного.

- Что нового вы узнали о жизни нашего земляка – А.В.Кольцова?

- Какие его произведения вам особенно понравились?

- Как вы думаете, почему стихотворения А.В.Кольцова называют « песнями»?

( Стихотворения Кольцова очень мелодичны, они состоят из простых ,запоминающихся, слов, которые легко поются. Произведения поэта близки народному фольклору.)

- Многие из песен поэта положены на музыку Чайковским, Глинкой, Римским-Корсаковым, Мусоргским и др. выдающимися композиторами.

( Слушание одного произведения по выбору учителя).

- А.В.Кольцов воспел в своих произведениях скромную красоту родных мест.

« Он радостно всматривался в прозрачную даль широкой степи… чуял своим сердцем живые впечатления и весёлого пения птички, и красоты весенней травки, и порывы степного ветра…»

А какие картины родной природы вам хотелось бы описать?


  1. Домашнее задание.

Рисование на тему « Лучше нет родного края», сочинение собственных стихотворений по мотивам своих рисунков.


  1. Подведение итога.

( На доске – фотография памятника А.В.Кольцову).

- В Октябре 1976 г. в г. Воронеже был торжественно открыт памятник сыну этого города – А.В.Кольцову.

Гранитная фигура поэта взметнулась ввысь на самой кромке прибрежного крутогорья.

Здесь когда-то любил бывать Кольцов, с этого места открывались взору заречные дали, манящие степные просторы – его подлинная поэтическая родина. Виделась ему отсюда необъятная, крестьянская Русь с её бедами и незатейливыми радостями.

Этот памятник, можно сказать, поставили не только земляки-воронежцы – поставила вся страна, благодарные потомки. Это – дань любви к поэту-самородку, чьи крылатые песни облетели Россию.


Литература:

  1. Власенкова М.С.Рекомендации к работе с поэтическими тетрадями // Начальная школа. – 2000. – № 9. - с.80-89.

  2. Кольцов А.В. Сочинения. – Воронеж, 1950.

  3. Кольцов А.В. Стихотворения. – Воронеж, 1977.

  4. Кольцов А.В. стихотворения. – Воронеж, 1984.

  5. Хрестоматия по фольклору. Сост. Селиванов М.Ф. – М., 1972.

  6. Фокина С.Л. Беседы о музыке // Начальная школа. – 1990. - № 10. – с.77-78, 89.




Приложение.