Интегрированный урок
внеклассного чтения, краеведения, музыки.
Тема урока:
Певец земли Воронежской.
( Песни А.В.Кольцова).
Цели урока: 1. Углубить знания учащихся о литературном наследии родного края.
2. Раскрыть значение А.В.Кольцова, как одного из крупнейших
создателей русской песни.
3. Обогащать и активизировать словарь учащихся.
4. Совершенствовать навык выразительного чтения.
5. Создать условия для реализации творческих возможностей детей.
6. Формировать эстетические чувства.
7. Воспитывать любовь к родному краю; вызвать чувство гордости за
людей, прославивших его.
Оборудование: портрет А.В.Кольцова; выставка книг поэта; таблица « Русские
народные песни; лото « Песни Кольцова»; фотография памятника
поэту; музыкальные записи русских народных песен, пьесы П.И.
Чайковского « Июль»; плакат с высказыванием Д.С.Лихачёва;
репродукции картин ( А.Веницианов « На жатве.Лето», « Жница»;
А.Пластов « Жатва», « Сенокос»); набор карточек « Определи характер
песни».
Ход урока:
Эмоциональный настрой.
( Чтение стихотворения В.Синявского под музыку).
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша.
Они плывут над реками, над плёсами,
Как будто их сам земля поёт.
И на полях с кудрявыми берёзами
Шальные ветры водят хоровод.
За то, что в будни с ними не до устали,
За то, что праздник с ними веселей,
За то, что в горе могут посочувствовать,
Они родными стали для людей.
Они летят – весёлые и грустные,
Не прерывая кружевную нить.
У русских песен бьётся сердце русское
И от России их не отделить.
Актуализация знаний.
1. Беседа « Русские народные песни».
- Красота и поэтичность народной песни – нашла своё яркое выражение в песнях. В русских народных песнях отразилась жизнь русского народа, его обычаи, верования, обряды. Песня сопровождала различные стороны жизни и деятельности человека.
Вспомните и назовите основные типы русских народных песен.
( По ходу ответов уч-ся на доске составляется таблица).
Типы русских народных песен.
Лирические протяжные песни.
Игровые и хороводные песни.
Песни на историческую тему.
Солдатские песни.
Плясовые песни.
Частушки.
Трудовые песни.
- Все русские народные песни имеют общие черты. Назовите их.
( Напевность, протяжность, распевы слогов, подголоски, переменный лад, многоголосие).
- Песня сопровождалась игрой на русских народных инструментах. Какие основные инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов?
( Балалайка, домбра, баян).
2. Музыкальная мозаика.
- Определите, к какому типу русских народных песен относятся эти музыкальные фрагменты.
( Звучат фрагменты песен, изученных на уроках музыки:
« Солдатушки, браво, ребятушки»( солдатская);
« Во поле берёза стояла…» ( хороводная);
« Из-за острова…» ( историческая);
« Воронежские страдания» ( частушки);
« Со вьюном я хожу» ( игровая).
3. Распевка « Ох, ты, степь моя, широкая…»
- К какому типу русской народной песни близка , исполненная нами, распевка?
( К лирической протяжной песне).
- Прочитайте слова академика Д.С.Лихачёва:
« Наша протяжная песня создана для больших расстояний, она преодолевает пространства. Но потому ли, действительно, пелось на Руси в охоту, что широко отдавалось эхо в необозримых, без конца и края, просторах?!»
Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
- В конце XVIII – начале XIX в. песня, не порывая с устным народным творчеством, становится одним из лирических жанров письменной литературы. В ней пробовали себя многие известные поэты. Но именно в песнях воронежского поэта – А.В.Кольцова затрепетала подлинно народная душа.
Главная заслуга Кольцова перед родной литературой – его замечательные « русские песни», выросшие наполовину из фольклора.
2. Устные сообщения учащихся по теме « Жизнь и творчество А.В.Кольцова».
Почти двести лет назад ( в 1809 г.) в г. Воронеже в семье торговца скотом родился Алексей Васильевич Кольцов. Отец Кольцова был человеком невежественным, грубым и властным. По словам поэта, он любил, чтобы его боялись и почитали.
Когда Кольцову минуло девять лет, его отдали в Воронежское уездное училище. Но окончить его поэту не пришлось, так как отец заставил его помогать в своих торговых делах.
Разъезжая по сёлам и деревням, Алексей Кольцов сталкивался с разными людьми. С малых лет он полюбил родную природу, простую жизнь русского народа. В шестнадцать лет он впервые узнал, что такое стихи, и начал сочинять сам.
Кольцову везло на встречи с хорошими людьми – в этом было его счастье. В Петербурге Алексей Кольцов познакомился с В.А.Жуковским, В.Ф.Одоевским, П.А.Вяземским и другими видными писателями. На одном из литературных вечеров у Жуковского состоялась встреча Кольцова с А.С.Пушкиным, который напечатал его стихотворение
« Урожай».
Но вскоре случилась беда: Кольцов заболел чахоткой. Умер он в возрасте 30 лет.
Поэта не стало, но остались его произведения, в которых он воспел жизнь простого крестьянина, его труд, жажду воли и счастья.
3. Работа в парах. Лото « Песни Кольцова».
( Приложение ).
4. Физкультминутка.
Летом – солнце высоко,
Летом – дышится легко.
Летом – пёстрые цветы
Распускают лепестки.
Птицы весело летают
Песней лето прославляют.
5. Тема крестьянского труда в творчестве А.В.Кольцова.
- Лето – время забот. Много работы в огородах, на полях. А помощником в нелёгком крестьянском труде всегда была песня.
А) Конкурс чтецов.
Чтение наизусть уч-ся стихотворений А.Кольцова « Урожай», « Косарь» ( в сокращениии).
Б) Выявление эмоционального восприятия.
- Что общего между этими двумя стихотворениями?
( Близость темы, напевность, музыкальность).
- Какие картины представились вам во время чтения?
- Какие мысли и чувства пробудили в вас эти произведения?
- Как вы думаете, какому из чтецов удалось наиболее точно выразить чувства и настроение, переданное поэтом?
В) Работа с репродукциями картин.
( У учащихся - набор репродукций картин А Васнецова « На жатве. Лето», « Жница»,
А.Пластова « Жатва», « Сенокос».)
- Какие из этих репродукций вы бы выбрали в качестве иллюстраций к стихотворениям А.Кольцова « Урожай», « Косарь»?
Обоснуйте свой выбор.
Г) Слушание пьесы П.И.Чайковского « Июль».
- Даже самая тяжёлая работа становится легче, если она сопровождается песней.
( Звучит пьеса « Июль» из цикла « Времена года»).
- Созвучна ли эта музыка стихотворениям Кольцова?
- Выберите из данных слов те, которые, на ваш взгляд, соответствуют характеру музыки.






энергичная грустная нежная быстрая весёлая бодрая
- Мужественные, энергичные интонации музыки характеризуют размашистые движения косаря при косьбе. Именно о его работе рассказывает композитор в данной пьесе. Не случайно она получила название « Песнь косаря».
Закрепление изученного.
- Что нового вы узнали о жизни нашего земляка – А.В.Кольцова?
- Какие его произведения вам особенно понравились?
- Как вы думаете, почему стихотворения А.В.Кольцова называют « песнями»?
( Стихотворения Кольцова очень мелодичны, они состоят из простых ,запоминающихся, слов, которые легко поются. Произведения поэта близки народному фольклору.)
- Многие из песен поэта положены на музыку Чайковским, Глинкой, Римским-Корсаковым, Мусоргским и др. выдающимися композиторами.
( Слушание одного произведения по выбору учителя).
- А.В.Кольцов воспел в своих произведениях скромную красоту родных мест.
« Он радостно всматривался в прозрачную даль широкой степи… чуял своим сердцем живые впечатления и весёлого пения птички, и красоты весенней травки, и порывы степного ветра…»
А какие картины родной природы вам хотелось бы описать?
Домашнее задание.
Рисование на тему « Лучше нет родного края», сочинение собственных стихотворений по мотивам своих рисунков.
Подведение итога.
( На доске – фотография памятника А.В.Кольцову).
- В Октябре 1976 г. в г. Воронеже был торжественно открыт памятник сыну этого города – А.В.Кольцову.
Гранитная фигура поэта взметнулась ввысь на самой кромке прибрежного крутогорья.
Здесь когда-то любил бывать Кольцов, с этого места открывались взору заречные дали, манящие степные просторы – его подлинная поэтическая родина. Виделась ему отсюда необъятная, крестьянская Русь с её бедами и незатейливыми радостями.
Этот памятник, можно сказать, поставили не только земляки-воронежцы – поставила вся страна, благодарные потомки. Это – дань любви к поэту-самородку, чьи крылатые песни облетели Россию.
Литература:
Власенкова М.С.Рекомендации к работе с поэтическими тетрадями // Начальная школа. – 2000. – № 9. - с.80-89.
Кольцов А.В. Сочинения. – Воронеж, 1950.
Кольцов А.В. Стихотворения. – Воронеж, 1977.
Кольцов А.В. стихотворения. – Воронеж, 1984.
Хрестоматия по фольклору. Сост. Селиванов М.Ф. – М., 1972.
Фокина С.Л. Беседы о музыке // Начальная школа. – 1990. - № 10. – с.77-78, 89.
Приложение.