СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

При рассмотрении эффективности интегрированного урока, как средстве повышения мотивации к изучению предмета, можно сделать следующие выводы:

- интегрированный урок дает более целостное представление об изучаемом вопросе;

-любой из интегрированных уроков может быть по своему типу нестандартным, что уже изначально создает атмосферу заинтересованности и мотивации к уроку;

- с точки зрения здоровьесберегающих технологий такие уроки снимают эмоциональное и физическое напряжение; -снижается усталость и утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные формы работы;

- интегрированный урок создает эффективное поле для самореализации , самовыражения творчества как учителя , так и класса в целом.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ

Современная цивилизация немыслима без интеграции. Знания, которые формируют представления о мире как таковом, также интегративны. Именно поэтому можно и нужно устанавливать не только внутрипредметные, но и межпредметные связи в усвоении таких объективно сложных учебных дисциплин.

Практическое осуществление интегрированного процесса в обучении взаимодополнения предметов окружают эффективную реализацию методологического подхода и выражаются в логической разработке интегрированных уроков.

Интегрированные уроки являются источником нахождения новых связей между различными фактами, которые в свою очередь подтверждают или углубляют определенные выводы.

Интеграция способствует повышению мотивации, формированию познавательного интереса обучающихся в большей степени чем обычные уроки, содействуют развитию речи, формированию умений сравнивать, обобщать, делать выводы , свободно высказываться, снимает перенапряжение, перегрузку обучающихся.

При интегрированном подходе гармонично сочетаются и разнообразные методы преподавания лекция, беседа, объяснение, наблюдение, анализ, сравнение

Современный урок, современный учитель и современный ученик сегодня предполагают современные методики и технологии. Сегодня мы заботимся о времени, потому что поток информации огромный и в рамках одного урока не всегда успеваешь рассказать все, что хотелось, сделать все задания, пройти новый материал. Одним из самых популярных  новшеств современной методики является интегрированный урок. Только читая о таком уроке вряд ли получится представить все возможности таких уроков, но, начав использовать такие уроки в своей практике, понимаешь, что эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

  Опыт показывает, что задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес, как у школьников среднего звена, так и у старшеклассников. Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок  более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач.

Уроки очень нравятся детям, хотя интегрированный урок требует от педагога тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к школьникам (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даёт детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая. Образовательные технологии интегрированных уроков могут быть различными, однако в любом случае необходимо их моделирование. А именно, самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей, проявление творческой активности учителя.


Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяется ведущая дисциплина, выступающая интегратором, а также дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированный урок позволяет уйти от традиционного подхода к образованию с его дифференциацией предметного обучения и привести обучение в естественную органическую связь с жизнью ребенка.

    При инновационном обучении в организации учебно – познавательной деятельности на первый план мною выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемым репродуктивных задач.

   Задания следуют в логике возрастающих креативностей, социальной значимости и  культурной полноценности получаемого результата, побуждая к самоорганизации системы познавательной деятельности, выдвижению новых целей, смене смысловых установок; расширяют зону ближайшего, перспективного развития для всех учеников.

   При инновационном обучении цели и задачи разрабатываются совместно с учителями и обучаемыми. Процесс их достижения  организуется как совместная деятельность.

    В педагогике сотрудничества, на мой взгляд, одним из приоритетов является комплекс интегрированных технологий, а именно, интегрированные урок - одно  из  средств  развития  познавательной активности учащихся и привития интереса к учебным предметам. Они позволяют перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к взаимосвязанному, комплексному изучению.

   Из опыта работы могу сказать что, интегрированное обучение дает возможность за сравнительно короткое время узнать интересы учащегося и наметить пути их развития, совершенствовать природные задатки  личности.

        При планировании и организации таких занятий я учитываю следующие условия.

   Предметом анализа в интегрируемом содержании выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных дисциплинах. При комплексном подходе к формированию основных понятий изучаемая тема непосредственно может быть связана с содержанием других учебных предметов, поэтому я нахожу возможность их объединения. То есть в изучаемой теме могут действовать внутрипредметные и  межпредметные связи одновременно. Для этого я пересматриваю учебный материал и планирую его таким образом, чтобы то или иное новое понятие или явление воспринималось учащимися полностью, комплексно. 

   Можно сказать: межпредметные  связи – условие повышения качества учебно – воспитательного  процесса  современной  школы,  условие  интеграции  науки  и  практики, интеграции личности в национальную и мировую культуру. А умение устанавливать  межпредметные  связи  –  показатель  педагогического  мастерства  учителя.



   В интегрированном уроке объединяются знания из различных предметов. Поэтому  считаю важным - правильно определить главную цель интегрированного блока. Если общая цель определена, то из содержания предметов беру только те, которые необходимы для ее реализации.

   При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на занятии.

   Хотелось бы поделиться опытом проведения интегрированных уроков. 

Интеграция  - это определенная система моей работы, у которой имеется результат:

  • в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении различных видов искусства;

  • в повышении уровня знаний по предмету;

  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением  естественных  взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

  • в росте познавательного мышления школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

  • во включении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные произведения и проекты;

  • в воспитании  настоящего гражданина своего Отечества.

Выводы:

При рассмотрении эффективности интегрированного урока, как средстве повышения мотивации к изучению предмета, можно сделать следующие выводы:

- интегрированный урок дает более целостное представление об изучаемом вопросе;

-любой из интегрированных уроков может быть по своему типу нестандартным, что уже изначально создает атмосферу заинтересованности и мотивации к уроку;

- с точки зрения здоровьесберегающих технологий такие уроки снимают эмоциональное и физическое напряжение; -снижается усталость и утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные формы работы;

- интегрированный урок создает эффективное поле для самореализации , самовыражения творчества как учителя , так и класса в целом.

Интеграция в целом способствует воспитанию разносторонней, всесторонне развитой, интеллектуальной личности.

- работа способствует позитивной атмосфере в коллективе

В начальной школе проводятся уроки изо- технология – окружающий мир В педагогической практике использую такие интегрированные уроки как -Технология + ИЗО( изонить, декупаж, батик,) Технология + химия –биология( виды теста )

Например  Создание картины в смешанной технике

  • Развитие композиционного мышления, художественного вкуса.

  • Развитие творческого воображения.


Я думаю, что многие учителя со мной согласятся; дети любят, чтобы результат его работы был как можно скорее виден. Каждый ребенок любит рисовать. Рисовать разными инструментами и материалами.

Ныне к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.

Разнообразие материалов, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор.

Убеждена, что проектная деятельность- дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что учащиеся должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как математика, изобразительное искусство, черчение. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Так как в школе нет предмета «черчение», на уроках технологии знакомлю детей с простейшими правилами чертёжных работ.и интегрированные уроки дают возможность привлечь учителей изо

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческих проектов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!