Интеллектуальная игра «Эрудит»,
проведенная на неделе русского языка и литературы
учитель русского языка и литературы
Фазылова Раушан Габдуллаевна

Вступительное слово учителя
Сегодня наша игра посвящена русскому языку.
Да, последние 2 столетия были эпохой революционного развития лингвистики. Движение лингвистики вперед продолжается, появление компьютера поставило перед ней новые задачи. Возможно, лингвистика станет одной из важнейших наук будущего информационного общества. Но в любом языке, в том числе и русском, могучей пружиной сжат тысячелетний опыт предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать достаточно - он неисчерпаем. Чем больше человек знает, тем больше он может.
Интеллектуальная игра «Эрудит».
Условия игры: 2 команды
1-ый этап «Разминка» (по 1б за каждый ответ)
Задания:
Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще чем тобой? (имя)
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет)
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц»)
В какой клетке не держат птиц и зверей? (Тетрадной)
Каким патроном не зарядить ружье? (Патроном для лампочки)
В каких лесах не водится дичь? (В строительных)
Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман)
Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим)
Из какого крана не берут воду? (Из подъемного)
2-ой этап «Шуточная викторина».
Вопросы:
1. Кто бы мог подать такое объявление: «Старушка в полном расцвете сил ищет спутника жизни. Жильём и транспортом обеспечена. Слишком худосочных, живущих вечно прошу не беспокоить»? (Баба Яга)
2. Каким инструментом, являющимся частью речи, А.С.Пушкин призывал «жечь сердца людей»? (глаголом)
3. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного на бумаге? (корень)
4. Что примеряла мартышка для ликвидации неграмотности? (очки)
5. На какое произведение какого писателя была написана эта эпиграмма:
Здесь в воду бросилась … невеста –
Топитесь, девушки, в пруду довольно места.
(«Бедная Лиза» Карамзина)
6. В названии какого произведения И.С.Тургенева задействовано всего две буквы русского алфавита? («Муму»)
7. Закончите анекдот: однажды Карлсон застрял в форточке. Так был изобретён… (Кондиционер)
8. Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством? («Колобок»)
Подведение итогов 1 тура.

3-ий этап «В стране пословиц и поговорок» (по 1б за каждый ответ)
Мы пользуемся поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми. И поэтому, уж если «полез» за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.
Задание 1 (Исправь пословицу, используя 1-2 слова, верните современным пословицам их прежнее звучание)
Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
Мал ноутбук, да дорог (Мал золотник, да дорог)
С больной дискетой на здоровый винчестер (С больной головы на здоровую)
Друзья познаются на контрольной (Друзья познаются в беде)
Трудно в учении - легко на каникулах (Трудно в учении - легко в бою)
Запретный сайт сладок (Запретный плод сладок)
Задание 2.Опознай пословицу (По фразе, изложенной почти научным языком, опознайте русскую пословицу)
Не смог сориентироваться в небольшом количестве вечнозеленых деревьев (В трех соснах заблудился)
Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих (Любовь зла - полюбишь и козла)
Большое количество усвоенной информации приведет к быстрому одряхлению организма (много будешь знать- скоро состаришься)
Задание 3.
Попробуйте догадаться, какие русские пословицы были следующим образом переведены на иностранный язык?
Недостаток ума компенсируй ходьбой. (Дурная голова ногам покоя не дает)
Если есть вещи, новых не покупают (От добра добра не ищут)
В раю всегда много народу (Свято место пусто не бывает)
4-ый Этап «Лексика».
Задание 1.
-Вы последняя?
Женщина отвечает:
-В нашей стране нет последних. Вы хотели сказать: «Кто крайний?»
-Нет, я спрашиваю: «Кто последний?». Женщина.» В таком случае последняя Вы.»
Объясните, как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
(Правильно сказать: «Кто последний», т. к. начинающего очередь называют первым. А понятию первый противопоставляют понятие последний).
В поездах, трамваях, автобусах, когда они приближаются к остановке, часто приходится слышать такой диалог:
-Вы сходите?
-Нет, не схожу.
-Тогда позвольте мне пойти вперед, я схожу на этой остановке.
-Пожалуйста, сходите.
Рассудите, правильно ли говорят оба пассажира?
(Нельзя употребить слово «сойти» в значении «выйти». Нельзя говорить «Схожу в Москве, схожу на остановке». Надо говорить: «Выхожу на остановке»)
Правильно ли объясняет ученик?
(«Благодаря» употребляется преимущественно в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный результат. (Из-за болезни; благодаря успеху))
Задание 2.
Наши соотечественники часто употребляют в речи устойчивые сочетания,но страшно подумать ,какую картину представляет иностранец ,когда слышит: «Он бежал сломя голову» .Но мы знаем ,что означают такие фразы. А вот насколько? Это нашему жюри и предстоит проверить.
Задание 3.Живые картинки.
Используя приёмы пантомимы (т.е. при помощи жестов, мимики), изобразите следующие фразеологизмы:
Куры денег не клюют.
Делать из мухи слона.
Пустить козла в огород.

5-ый этап «Математика».
Задание1
1. Вот строка из произведения французского писателя Альфонса Доде: «Четыре тысячи босых и размахивающих руками арабов бежали за верблюдом, как дураки, сверкая шестьюстами тысяч зубов». А теперь подсчитайте, сколько же зубов у каждого из описанных писателем арабов? (На каждого араба приходится по 150 зубов. Интересно, какая же оценка была у Альфонса Доде по математике?)
2. Сколько жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии писатель говорит: «Я увеличил население ровно на один процент. Не каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше для родного города»? (100 человек).
Задание 2«Забавные приключения в стране слов»
1.Черёмуха - муха + п =
2.Железо – лезо + луна – на + доктор – тор =
3. По + звон +око – ко +чник =
4.Оса + н + карта – рта =
5.Море – ре +зал – ал + г =
6.Немой – мой +рвать – ать +ы =
7.Ми + краб – аб +об +ы=
Ответы: «Забавные приключения в стране слов».
1. Черёмуха - муха + п = череп
2. Железо – лезо + луна – на + доктор – тор = желудок
3. По + звон +око – ко +чник = позвоночник
4.Оса + н + карта – рта =осанка
5.Море – ре +зал – ал + г =мозг
6. Немой – мой +рвать – ать +ы =нервы
7. Ми + краб – аб +об + ы =микробы
Задание 3
1.Попрыгунья-стрекоза из басни И. Крылова утверждает, что она
тоже готовилась к зиме.
2.Но каждые сутки ровно половину их она спала, третью часть времени – танцевала, а шестую – пела.
3.Сколько времени стрекоза готовилась к зиме?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Что больше сумма или произведение этих ч-л?
5.Есть пять одинаковых по размерам кубиков, но один немного легче остальных. Как с помощью весов, но без гирь, найти самый легкий кубик. Сравнивать на весах не больше двух раз.
6.Винни -Пух и Пятачок пошли в поход и взяли с собой веревку - вдруг пригодится. На этой веревке они завязали 4 узелка. Сколько частей получилось на верёвке?
7.Попрыгунья-стрекоза из басни И. Крылова утверждает, что она тоже готовилась к зиме.
8.Но каждые сутки ровно половину их она спала, третью часть времени – танцевала, а шестую – пела.
9.Сколько времени стрекоза готовилась к зиме?
Ответ: 1.Нисколько.
2.01 2 3 4 5 6 7 8 9 Что больше сумма или произведение этих ч-л?
3.Ответ: Сумма.
4.Есть пять одинаковых по размерам кубиков, но один немного легче остальных. Как с помощью весов, но без гирь, найти самый легкий кубик. Сравнивать на весах не больше двух раз.
5.Ответ: первый раз по два кубика…
6.Винни -Пух и Пятачок пошли в поход и взяли с собой веревку - вдруг пригодится. На этой веревке они завязали 4 узелка. Сколько частей получилось на верёвке?
7.Ответ: пять частей.
6-ой этап «Литературный»
Задание 1
Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
1.Продаю пиявок. Цена договорная.
2. Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли.
3. Обучаю художественному свисту.
4. Туристическая фирма предлагает путешествие «Верхом на Волке».
5. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
6. Золотые яйца. Дорого.
7. Отнесу пирожки вашей бабушке.
Ответы:
1. Продаю пиявок. Цена договорная.
(Дуремар)
2. Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли)
3. Обучаю художественному свисту.
(Соловей-разбойник)
4. Туристическая фирма предлагает путешествие «Верхом на Волке».
(Иван-Царевич)
5. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)
6. Золотые яйца. Дорого.
(Курочка-Ряба)
7.Отнесу пирожки вашей бабушке.
(Красная Шапочка)
Задание 2 «Угадай слово»
1. Скажите по-французски слово «пыль». Кстати, русские женщины охотно себя ею украшают.
(пудра)
2. В Японии этот предмет называют «вакидзаси», что буквально означает «на боку воткнутое». Что это за предмет?
(меч)
3. На языке коми «син» - глаз, «лыс» - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс».
(ресницы)
4. По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы?
(охламон)
5. С итальянского языка это слово переводится Как «сломанная скамья». А в русском языке оно обозначает неудачливого бизнесмена. Что это за слово?
(банкрот)
6. Из малайского языка к нам пришло название этого животного. В переводе на русский оно означает «лесной человек». Назовите это животное.
(орангутанг)
7. Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»?
(одеколон)
8. Какая известная порода собак была выведена в Испании, что и отразилось в её названии?
(спаниель)
9. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию?
(простоквашу)
10. Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать «сидящий впереди». Что это за слово?
(президент)
11. По порядку он девятый, а его название с латинского языка переводится как «седьмой». О чём идёт речь?
(сентябрь)
12.Какое существительное в современном русском языке произошло от латинского глагола «не хватать»?
(дефицит)
13. «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»?
(олень)
14. Первоисточник этого слова – греческий, где оно обозначало, как ни странно, «досуг», «праздность». Звучание практически не изменилось, а вот значение поменялось кардинально. Назовите это слово.
(школа)
15. Эти посетители поликлиник скорей всего не догадываются, что зовутся латинским словом «страдальцы».
(пациенты)
16. Это русское слово в прошлом означало «лицо» и произошло от слов со значением «лоб» и «рот». Что это за слово?
(челюсть – чело+уста)
17. Название какого вида спорта переводится с норвежского как «след на склоне»?
(слалом)
7-ой этап «Творческий».
Задание 1.Каждый из вас должен составить синквейн на темы: «Наша школа», «Русский язык», «Игра», «Урок».
Напомню вам, что это такое. Синквейн состоит из пяти строк:
1 - это существительное заключающее в себе тему.
2 - это два прилагательных, определяющих первое существительное
3 - состоит из трёх слов,одно из которых – опорный глагол.
4 - заключает в себе отношение автора к теме разговора
5- синоним к первому слову,вывод.
Чкаловская средняя школа №2
Интеллектуальная игра «Эрудит»,
проведенная на неделе русского языка
Подготовили и провели: Фазылова Р.Г.
Исмагулова Н.Т.
2013-2014 уч.год