СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра как средство взаимодействия для обучения всех участников образовательных отношений

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  России дидактическое значение игры  доказывал  еще  К. Д. Ушинский.  Педагогический феномен  игры  учащихся  истолкован  в  трудах   А. С. Макаренко   и   В. А. Сухомлинского. А.С. Макаренко. Он утверждает, что «хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности». Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра как средство взаимодействия для обучения всех участников образовательных отношений»

Единый методический день

«Интегративное образовательное пространство как условие успешного взаимодействия участников образовательных отношений»

11. 01. 2018 г

Интеллектуальная игра как средство взаимодействия для обучения всех участников образовательных отношений.

Н.Н.Бабкина, учитель географии,

куратор научно-познавательного направления


Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций ФГОС второго поколения. Основными целями внеурочной деятельности в контексте ФГОС являются: - создание условий для достижения учащимися социального опыта и многогранного развития, - создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В  условиях  гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна  быть направлена на формирование сильной личности способной  жить  и  работать непрерывно  в меняющемся  мире,  способной  смело  разрабатывать  собственную стратегию  поведения,  осуществлять  нравственный  выбор  и  нести  за  него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Я являюсь куратором научно-познавательной деятельности в учебном учреждении. Почему именно интеллектуальная игра.

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. А.С. Макаренко. Он утверждает, что «хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности». Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игровая деятельность школьника мотивирована.

1. Мотивы общения:

а) Учащиеся, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

б) Учатся решать коллективно задачи, критически оценивают свои знания

в) Совместные эмоциональные переживания способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы: В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы: а) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

б) В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

д) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

е) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

Удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых. Отсюда возникает необходимость создания определенных условий, побуждающих к познавательной активности. Одним из таких эффективных условий, является интеллектуальная игра, которая является средством взаимодействия всех участников образовательных отношений: родителей (законных представителей), учащихся и педагогических работников. Безусловно, именно от их участия зависит воспитательная и образовательная ценность интеллектуальной игры.

Интеллектуальная игра строится на интегративной основе, требующей разностороннего знания, компетентности, умения из потоков информации выбирать нужную и грамотно оперировать ею.

«В истории черпаем мы мудрость; в поэзии – остроумие; в естественных науках – глубину; в нравственной философии – серьезность; в логике и риторике – умение спорить» английский философ, историк, политик Фрэнсиса Бэкон.

Например:

Не одну сотню лет человечество мечтало о мгновенной связи. И вот в 1829 году в России было произведено первое испытание телеграфной связи – между Петербургом и Кронштадтом. Это событие так потрясло и вдохновило А.С. Пушкина, что он написал свое знаменитое стихотворение «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг» Вольтер в «Английских письмах» описывает ученый спор: кто был величайшим из людей – ЦЕЗАРЬ, АЛЕКСАНДР, или КРОМВЕЛЬ? Спорившие пришли к выводу - великим человеком нужно считать того, кто покорил наши умы силой истины, а не того, кто поработил нас с помощью силы. А в самом деле, кто из миллиардов людей, населявших землю, оказал самое значительное влияние на ход истории? Вот об этом был разговор на игре «Люди, изменившие мир».

В игру включены вопросы об исторических деятелях, ученых, писателях, людях искусства, чье влияние на историю человечества было особенно заметным. На примере этой игры можно увидеть, что перед участниками ставятся задачи междисциплинарного характера, стимулирующие интеграцию разнопредметных знаний, и только совместная деятельность всех участников образовательного процесса позволяет осуществить поиск информации.

Интеллектуальные игры в школе проводим 10 лет. Участвуют учащиеся 5 – 7 и 8 – 11 классов. У каждой группы - своя тема.

Основные правила игры:

  1. Определяется тема, вопросы группируются в 4 номинации 2. Команда от класса - 6 участников 3. Одновременно на сцене играют две команды, очередность участия определяется жеребьевкой. 4. Для ответа на вопрос команде предоставляется время, (30 секунд). 5. Победителем считается команда, получившая большее количество вопросов.

Самый ответственный период – это подготовка к игре. Она проходит три стадии погружения. Первое погружение – фронтальная деятельность в классных коллективах – это массовые мероприятия, где проходит знакомство с темой на разных уроках, экскурсиях, музеях, выставках. 2ой круг погружения –это групповая деятельность - работа с малой группой – посещение школьной библиотеки, читального зала городской библиотеки и т.п. 3 круг погружения – индивидуальная работа с каждым участником игры.

Прошедший, 2017 год – год Экологии. В связи с этим мы провели такие акции, как «Зеленые руки», «Мы в ответе за тех, кого приручили», выставку «Экологический вернисаж», лекторий «Этот удивительный мир природы», 30 классных коллективов приняли участи в сборе макулатуры. Завершением года Экологии – стала игра – среди 5 – 7 «Экология и мы», а среди 8 – 10ых – «Экологический серпантин».

Формы игровой деятельности на уроках и внеурочной деятельности - викторины, географическое лото, игра – путешествие, «биологическая экспедиция», совершаемые по книгам, картам, документам, видеофильмам, а также экскурсия в краеведческий музей - «Окно в природу»

Географическое лото - изучаем редких животных, занесенных в Красную книгу России и Тюменской области. «Собери цепочку» - на уроках биологии и географии изучаем редкие растения области, занесенные в Красную книгу. Викторина «Удивительный мир природы» - включаем часть вопросов из будущей игры. Подготовка в старших классах – представляет собой освещение темы на многих уроках, тематических классных часах, лекциях, выпуске листовок, выставок. Виртуальные экскурсии проводим в виде просмотра видеороликов, слайд-шоу. Фрагмент игры «Верю – не верю».



№п/п

Факт

Да/нет

1.

На фоне ухудшения экологического состояния природы во всем мире наблюдается значительное снижение поголовья пчел. Ученые считают, что нектар прокисает (сахар превращается в каплю ядовитого алкоголя) Стражи ульев не пускают пчел в улей, они вынуждены ночевать в траве, т.е., гибнут насекомые от холода.


2.

"Лёгкие планеты" – это лесные массивы.


3.

В северной части Тихого океана есть область, которую называют Большим тихоокеанским мусорным пятном или Восточным мусорным континентом.


4.

Бомбы глобального потепления – это вечные льды северных широт и болота Сибири.


5.

Увеличение температуры Мирового океана зависит от естественных причин на 10% от деятельности человека на 90%


6.

Ученые утверждают, что нет связи между информационными технологиями и потеплением климата.




Мастер класс – фрагмент игры «Экологический серпантин»



5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!