СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой описание опыта работы по теме "«Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»

Просмотр содержимого документа
««Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г.о. Железнодорожный











ДОКЛАД

« Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых

моделей учебного материала»

















Подготовила учитель русского языка и литературы

Кустякова Инна Ивановна





2014 г.









Свое выступление я хочу посвятить своему учителю, любимому учителю русского языка и литературы Пшегодской Инне Владимировне, потому что именно она уже больше тридцати лет назад впервые познакомила меня, тогда ученицу 5 класса, с той технологией преподавания русского языка, название которой вы, уважаемые коллеги, видите на первом слайде моей презентации « Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала». Говоря простыми словами, использование на уроках русского языка и литературы всем известных опорных схем.

Сама по себе технология не нова, но это ничуть не умаляет ее достоинств, да и мы с вами помним, что все новое – это хорошо забытое старое. Об этой технологии нельзя сказать, что она забыта, поскольку у нее достаточно много поклонников, и она действительно способна помочь учителю решить те задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Задачи моего выступления следующие ( слайд №2):

  1. Небольшой экскурс в историю вопроса.

  2. Обсуждение достоинств и недостатков вышеназванной технологии.

  3. Трансляция собственного опыта работы с опорными конспектами.

Немного истории. Впервые об опорных конспектах ( будем называть их так для упрощения понимания смысла сказанного) заговорили в 80-х годах прошлого века в связи с именем Виктора Федоровича Шаталова, автора системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества, разработавшим систему обучения с использованием опорных сигналов (слайд № 3). Среди его последователей чаще всего вспоминают Юрия Степановича Меженко ( слайд № 4), который творчески интерпретировал основные идеи Народного учителя СССР В.Ф. Шаталова, создав организационно-методическую систему обучения русскому языку на основе опорных сигналов. В прессе, особенно в профессиональных журналах, конечно же, развернулась бурная полемика, касающаяся этого нововведения. Обсуждались достоинства и недостатки этой методики, приводились аргументы «за» и контраргументы «против». Я лично с большим интересом отношусь к этой методике, поскольку, как я уже говорила выше, сама испытала на себе ее воздействие, будучи школьницей, и сейчас могу оценить ее преимущества с точки зрения учителя. Привычка любой вопрос раскладывать в виде опорного конспекта так прочно вошла в мою жизнь, что помогает мне не только в профессиональной деятельности, но и в решении многих житейских проблем.



Итак, что же такое собственно ОПОРНЫЙ конспект? ( слайд №5). Это особая организация теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости определенных языковых явлений. Сущность методики преподавания с использованием опорных конспектов заключается в следующем:

  1. Весь теоретический материал группируется в крупные блоки, что дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала, не перегружая при этом учащихся;

  2. Кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представлять материал то в сжатом, то в развернутом виде – это важные навыки учебного процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.



Возьмем для примера несколько готовых опорных конспектов по русскому языку ( слайд №6,7, 8). Какие положительные моменты хочется отметить при работе с ними?

  1. Теоретический материал изложен компактно, доступно для учащихся. Они быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается.

  2. Подача материала наглядно показывает причинно-следственные связи между лингвистическими явлениями.

  3. Опорные конспекты являются хорошим справочным пособием для учащихся, дающим возможность использовать их не только здесь и сейчас, но и при подготовке к ГИА, ЕГЭ, ведь вместо нескольких учебников перед учеником тетрадь, в которой теоретический материал изложен им самим в сжатом виде.

  4. Составление опорных конспектов способствует реальному, действенному сотрудничеству учителя и ученика, ведь при создании их на уроке в процессе обсуждения учащиеся чувствуют себя их соавторами.

  5. Упрощается процесс организации повторения ( в тетради-справочнике всегда можно отыскать нужный конспект).

  6. Постоянно работая с опорными конспектами, дети больше раскрепощаются на уроке ( ведь на помощь всегда приходит справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, засомневался – проверил).

  7. Использование опорных конспектов делает реальным ежедневный контроль знаний учащихся.

  8. Опорные конспекты делают очевидной для учащихся логическую структуру учебного материала, формируют у них план внутреннего языкового сознания, помогают преодолеть визуальное однообразие текстового материала.

  9. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления, задействует сразу оба полушария ( то есть синхронно работают механизмы абстрактного и конкретного образного мышления)



Как один из недостатков данной методики, ее противники называют чрезмерное увлечение теорией, трату времени на составление конспекта в ущерб отработке практических навыков, на что, безусловно, легко возразить следующими аргументами:

  1. Знание теоретических основ предмета никто не отменял.

  2. В руках вдумчивого, творческого педагога любая технология способна принести только пользу.

Как же работаем мы с ребятами по опорным конспектам?

Идеальным является условие, когда учитель работает с классом с пятого по одиннадцатый год обучения, поскольку в этом случае оттачивается определенная система записи опорных конспектов, принципы работы по ним, да и просто накапливается компактно оформленный теоретический материал, так необходимый при сдаче ГИА, ЕГЭ.

Учащиеся не получают конспект в готовом виде, а учатся составлять его постепенно, под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учебником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами. Составлению ОК предшествуют обычно такие элементы урока, как создание проблемной ситуации, целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений о языке, словарная работа с новыми терминами.

После составления ОК возникает необходимость сформировать у детей умение быстро ориентироваться в нем, находить и понимать отдельные звенья конспекта, видеть взаимосвязь между этими звеньями. Для этого конспект озвучивается учителем, учеником для всего класса либо в парах. Дома учащиеся разбирают теоретический материал с использованием опорного конспекта. На следующем уроке используются самые различные формы работы с учащимися по нахождению, оценке восприятия, понимания, воспроизведению отдельных блоков или конспекта в целом.

Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Ученик, многократно, но без специального заучивания, зубрежки, задействуя все три вида памяти ( зрительную, слуховую, моторную), учится строить связный рассказ на лингвистическую тему. Развивается монологическая речь, поскольку опорный конспект – это не заученное правило, а каждый раз новое сообщение; учащимся осознается смысл языковых понятий и терминов, развивается мышление. Динамика работы по опорным схемам освобождает время для закрепления новых знаний и развития умения применить их на практике.

Составляя очередной опорный конспект, мы всегда оставляем немного места под ним, чтобы каждый раз, переходя на новый виток изучения темы, была возможность дополнить его новыми знаниями.

Когда ученики поймут принцип составления опорных схем, они с удовольствием составляют их сами, иногда даже соревнуясь друг с другом в том, насколько удачно они закодировали учебный материал, насколько понятно отобразили взаимосвязь языковых явлений в своей схеме.

Порой привычка работать по опорным схемам приносит даже неожиданные результаты – ученики с удовольствием показывают свое умение сжать теоретический материал на уроках по другим предметам.





Какие требования необходимо учитывать при составлении опорных конспектов и схем? ( слайд № 9)

  1. Графическое единообразие и лаконичность в изображении языковых явлений

  2. Употребление минимального количества слов, примеров

  3. Использование известных условных графических обозначений, цветовых сигналов (зеленым окрашивается теоретический материал, красным – самое главное, синим – примеры)

  4. Применение принципа противопоставления языковых фактов

  5. Кодированность информации.

Но мы с ребятами пошли дальше, включили фантазию, и сухие схемы-опоры превратились в художественные объекты ( слайд № 10-13 с авторскими опорными схемами + комментарий выступающего).



Не стоит на месте и технический прогресс, появляются электронные приложения к сборникам опорных конспектов, где пошагово создается тот же опорный конспект, но уже не при помощи разноцветного мела, а при помощи технических возможностей различных компьютерных программ. ( слайд №14)

Несколько слов о применении опорных схем по литературе ( слайд № 15, 16). Они значительно отличаются от учебных конспектов по русскому языку своими целями, содержанием, оформлением. У них другое предназначение – они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, при этом ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Дети учатся систематизировать материал, выделять главное, кратко формулировать мысли, логично строить высказывания. В случае с литературой важно не переусердствовать с опорными конспектами, не подменить ими саму суть преподавания литературы – пробудить чувства.







Напоследок немного о результативности применения технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Следует отметить такие положительные моменты (слайд № 17):

  1. Позитивная динамика степени обученности

  2. Повышение уровня мотивации к изучению предмета

  3. Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся

  4. Повышение интереса к изучаемому материалу.

  5. Возможности применения данного опыта не ограничены.

Конечно же, опорный конспект, не единственно возможный способ формирования языковых, орфографических, пунктуационных умений и навыков. В своей работе я использую и другие технологии, но об этом в следующем выступлении.

Спасибо за внимание! ( слайд №18)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!