СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная доска как средство, способствующее повышению качества образования через индивидуализацию обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ "ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ"

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная доска как средство, способствующее повышению качества образования через индивидуализацию обучения»

Муниципальное Казенное образовательное учреждение «Средняя школа с. Кузнецовка» Братского района Иркутской области













ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ







ПРОЕКТ

































ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Интерактивная доска как средство, способствующее повышению качества образования через индивидуализацию обучения


Целевая аудитория

Обучающиеся начальных классов

Разработчик проекта

Учитель начальных классов Щавелева Лариса Владимировна, учитель начальных классов

Руководитель проекта


Наименование образовательного учреждения и его адрес


Ведущая идея проекта


Цель

Повысить качество обучения

Задачи

  1. Создание информационно-методической базы, аналитическое исследование по теме эксперимента.

  2. Повышение качества образования через индивидуализацию обучения на основе ведущего канала восприятия

Тел. руководителя проекта


Электронная почта руководителя проекта


Сроки реализации




























  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

С введением ФГОС НОО изменились требования к результатам обучения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Мы часто говорим об индивидуальных особенностях ученика, о дифференцированном подходе. Но речь, как правило, идет о способностях к обучению, скорости усвоения материала, а вот причин, по которым одни это делают быстрее, другие медленнее, а третьи вообще ничего не запоминают, мы не учитываем. Ученики не всегда представляют собой то, чем кажутся, и их поведение не всегда обусловлено теми причинами, которые представляются нам известными. Со времен обучения в профессиональных образовательных учреждениях, учитель знает, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Обратившись к данным современной психологии, мы выяснили, что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории: 
       визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов(двигательный). Есть еще дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. 

Для начала, с помощью наблюдения и проведения диагностики, которую разработали американские психологи Л. Брэдвей и Б. АлберсХил, для определения способа познания у детей младшего школьного возраста (заполняется родителями), мы выяснили, что в классе 50% детей с развитой зрительной памятью, 10% детей аудиалы и 40% - кинестетики. Конечно, не бывает чистых аудиалов, визуалов или кинестетиков, люди могут воспринимать информацию и двумя способами, например, быть одновременно визуалом и кинестетиком или аудиалом и визуалом. В начальной школе диагностика затруднена, но ведущий канал определить не сложно.

Перед тем, как использовать данные диагностики, мы более подробно изучили особенности восприятия информации каждой категорией учащихся.

Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.

Аудиалы – лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про себя. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.

Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.

По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение интерактивных технологий может во много раз улучшить качество знаний учащихся.

Интерактивная доска соответствует способу восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерных играх и мобильных телефонах. Динамичная визуальная информация, зрительная стимуляция, возможность выполнения действий – тот уровень восприятия, который нужен современным школьникам. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Предстояло решить проблему: как использовать такое новое, современное, технологичное оборудование, чтобы оно реально приносило пользу.

Возможности применения интерактивных методов и средств на уроках в общеобразовательной школе изучали многие ученые-педагоги: Б.С.Гершунский, А.П.Ершов, Э.И.Кузнецов, А.М.Коротков, Е.С.Полат, А.Ю.Уваров, О.К.Филатов, Н.И.Захарова, Г.К.Селевко, А.А.Ушаков, А.А.Веряев и другие.

Однако в настоящий момент педагоги используют интерактивные средства обучения, но вводят их бессистемно, не изучив психолого-педагогических условий их использования. Вместе с тем, интерактивная доска, даже при использовании только простейшего программного обеспечения, позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Все вышесказанное обусловило актуальность использования интерактивной доски в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Гипотеза: применение интерактивной доски на уроках, с учетом ведущего канала восприятия, позволит повысить индивидуализацию и качество обучения младших школьников.

Цель исследования: разработать комплекс фрагментов уроков для интерактивной доски

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

  • проанализировать индивидуальные особенности восприятия и обработки информации;

  • подобрать диагностику ведущего канала восприятия;

  • выявить возможности применения интерактивной доски на уроках в начальной школе;

  • разработать фрагменты уроков с применением интерактивной доски.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем рассмотрены возможности учета индивидуальных особенностей восприятия и обработки информации и структурированы приёмы повышения качества образования учащихся на уроках в начальной школе, при использовании электронной интерактивной доски.

Практическая значимость исследования состоит в разработке фрагментов уроков в начальной школе с применением интерактивной доски.

Основными методами исследования являются:

  • теоретический анализ научной и методической литературы;

  • изучение и обобщение передового опыта в отечественной и зарубежной практике;

  • анкетирование;

  • мониторинг сформированности знаний.


Принципы построения работы сформированы с учетом требований ФГОС НОО к структуре основной общеобразовательной программы начального образования:

• принцип системности и комплексности: реализуется в течение периода реализации проекта путем разработки и внедрения комплексных планов работы по всем образовательным областям;

• личностно-ориентированный: разработка фрагментов урока строится с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого школьника ;

• деятельностный: обучение реализуется в процессе деятельности, как совместной деятельности ученика и учителя, так и самостоятельной деятельности ребенка;

• принцип интеграции: образовательная деятельность строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями каждого ребенка, спецификой и возможностями образовательных областей;

Описание проекта

Реализацию данного проекта предполагается начать с диагностики ведущих каналов восприятия у обучающихся начальных классов методом наблюдения и анкетирования родителей. Одновременно с этим педагогу необходимо повышать уровень освоения интерактивных технологий на курсах, семинарах и вебинарах.

Экспериментальная деятельность направлена на повышение качества образования и представляет собой систему разработки и применения на практике фрагментов урока с интерактивной доской, которые могут быть использованы в начальной школе.

При работе с интерактивной доской будут учитываться индивидуальные особенности восприятия школьников.

Проект предполагает работу с картами индивидуального развития, где будут фиксироваться индивидуальные результаты обучения.

Сроки реализации проекта 2015-2018 учебный год

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


№ п/п

Задачи

Направление деятельности

Результат

I этап: подготовительный (2015г.)

1

Изучение особенностей восприятия младших школьников

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме

Составление карты-опоры «Канал восприятия – предпочтительные виды работ»


Исследование ведущего канала восприятия у младших школьников

Диагностика ведущего канала восприятия (наблюдение, анкетирование родителей)

Получение

исходных данных

для планирования

работы.


Разработка фрагментов урока для интерактивной доски



2

II этап: основной,

реализация всех направлений деятельности (2016-2017г.).


Индивидуализация обучения

Внедрение инновационных интерактивных технологий с учетом особенностей восприятия

Повышение уровня обученности

3

III этап: (2018г.) оценка эффективности проекта.


Оценка

эффективности

проекта.

Итоговый мониторинг уровня обученности

Анализ эффективности

экспериментальной

деятельности


Обобщение и

внедрение

передового опыта

работы по индивидуализации обучения с учетом ведущей модальности

Проведение

семинаров,

педсоветов в ОУ:

оценка

эффективности

проекта, обмен

опытом.


Презентационные

материалы, сборники

материалов по

реализации проекта.













Критериальная база:

  • оценка учебной мотивации (метод тестирования два раза в год)

  • уровень развития общеучебных навыков (систематически, по итогам четверти или по итогам изучения тем, срезовые работы);

  • успеваемость;

  • настроение.

В конце проекта планируется познакомить с результатами своих коллег по школе и родителей (в различной форме).


Ожидаемый результат:

Создание банка фрагментов уроков, с использованием интерактивной доски, для всех образовательных областей в начальной школе. Повышение уровня обученности детей, путем индивидуализации обучения с учетом ведущей модальности.





















Содержание работы Сроки Ответственные

Организационно-подготовительный этап

1 Создание проектной

экспериментальной группы,

распределение

функционала.

Июнь, 2012 Руководитель

ЭП

2 Разработка входящей июль, 2012 Проектная