Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Новошинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
VIII вида
Районный конкурс «Инновации в профилактике».
Номинация: «Лучшая инсценировка для школьного театра».
Интерактивный театр: русская народная сказка «Колобок».
Выполнила: педагог-психолог
Дивеева Надежда Николаевна
Цель:
Формирование правовой грамотности участников социально – педагогического взаимодействия. Профилактика правонарушений и преступлений через самовыражение учащихся (учителей, родителей) в рамках интерактивного театра.
Задачи:
1. Изучение психологических аспектов участия подростков в интерактивном театре.
2. Актуализация творческого начала учащихся, состоящих на различных видах
учета.
3. Формирование правовой культуры учащихся, учителей, родителей.
Актуальность:
Актуальность формирования правовой грамотности и профилактики противоправного поведения во все времена никем не оспаривалась, так как существование любого человеческого общества невозможно без соблюдения его членами исторически обусловленных норм поведения, регламентирующих разнообразные права и обязанности. В связи с недостаточностью жизненного опыта и спонтанностью выбора поведенческих реакций подростками в условиях реальной жизни важно дать им возможность пережить стрессовую ситуацию будь то употребление наркотиков, алкогольных напитков, различного рода конфликтов с родителями, столкновения с законом, в условиях интерактивного театра, благодаря которому можно не только расширить поведенческий диапазон учащихся, но и решать проблемы снятия стрессовых состояний.
Форма проведения: распределение ролей, театрализованное представление.
Возраст учащихся: 7-9 классы.
Русская народная сказка «Колобок»
(современная интерпретация).
Психолог: Здравствуйте ребята! При встречи люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Желают друг другу здоровья. А что такое здоровье?
Ответы учащихся.
Правильно, здоровье – это состояние полного физического, психического и духовного благополучия, которое создает благоприятные условия для расцвета личности и способностей человека.
Современные статистики провели исследования и выявили, что главным условием сохранения здоровья является правильный образ жизни человека.
А что значит вести правильный образ жизни?
Ответы учащихся.
По данным отечественных ученых, на наше здоровье влияют: образ жизни (50-55%), состояние окружающей среды (10%). Получается, что в большей степени здоровье человека зависит от него самого.
Здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье, когда его теряем.
Сегодня мы с вами посмотрим театрализованное представление, современную интерпретацию сказки «Колобок».
Ведущий: Жили – были Дед и Бабка. Жили - поживали, жизни радовались. Да вот однажды «прикатился» к ним внучок – Колобок. Дома у него неладно стало: пьянка, скандалы, есть нечего и прочие неприятности.
Приютили Дед с Бабкой родную кровинушку, да недолго радовались. Начал внучок – Колобок друзей своих в дом приводить, шуметь, веселиться с ними вместе. Больно не понравились старикам друзья его и попросили они не водить их в дом, не нарушать их покой.
Как разозлился внучок, как оскорбился и ну кричать, что нигде ему жизни нет, никто его не любит, не жалеет, а друзья его самые лучшие и никто ему не будет указывать: с кем дружить и как жить.
Хлопнул Колобок дверью и «укатился» с друзьями куда глаза глядят.
(Колобок, Медведь, Лиса сидят за столом (банки пива, какая-то
закуска), разговаривают.)
Медведь: Самое главное в жизни, ребята – это наша дружба.
Волк: Ага. И еще чтобы деньги были!
Колобок: А где ж их брать-то?
Лиса: Ну ты смешной! Зарабатывать… Кто как может.
Волк: Или брать у тех, кто денег имеет , а делиться не желает… Ха-ха-ха!
Медведь: Прожить, дружок – Колобок, можно, главное, держись нас - не
пропадешь.
(Появляется Дятел – инспектор.)
Дятел – инспектор: Что это тут за сборище? Ба-а-а, знакомые все лица:
Медведь - пьяница, Волк – наркоман, Лиса – путана… А это кто таков, почему не знаю? (Смотрит на Колобка.)
Медведь: Дружок это наш. Жить ему негде, мамка и папка никак не
разберутся, кто главней и как жить, а Колобок пропадает никому не нужный…
Дятел – инспектор: Не пой мне тут жалостных песен. Дед с Бабкой приютили
его, живи да радуйся в покое и тепле, да учись, чтоб в жизни себе и людям
пользу приносить, а он вон что задумал… В бега ударился, да такую компанию
нашел, в которой ничему хорошему не научишься. Давай, Колобок, собирайся и
пошли со мной. А вы мне тут смотрите, не балуйте…
Дятел: Как тебе не стыдно? В школу не ходишь, Деда с Бабкой чуть до
инфаркта не довел, друзей таких нашел, хоть святых выноси… Что ты себе в
голову вбил? Как жить думаешь?
Колобок: Ты друзей моих не трогай! Я только им и нужен. Приютили,
обогрели, ничего не запрещают, кормят, деньги дают…
Дятел: Дурачок! Они ж тебя скоро к делу определят. Будешь воровать, на
наркотики подсадят, а там и до тюрьмы не далеко…
Колобок: Врешь ты все! Они хорошие, мне с ними здорово, они меня
понимают.
Дятел: Чтобы жить хорошо, надо много работать, за красивые глаза денег не
дают. Пьянка и воровство до добра никого не доводили.
( Раздается телефонный звонок, Дятел отвлекается, Колобок укатывается.)
Медведь: «Молоток» Колобок! Знай наших! Им Дятлам только дай нас под
себя подмять. А жить надо ни пред кем не отчитываясь и поменьше думать!
Правильно я говорю?
Волк и Лиса (в один голос): Жить на свободе, ни перед кем не отчитываться,
делать что хочешь! (Колобку.) Учись студент, слушай нас не пропадешь!
Колобок: Да я за вас, ребята… Да что хотите сделаю…
Медведь с Волком (переглядываются): Да вообще – то помочь можешь… Вот
отнеси пакетик, дружок заждался, а нам некогда, другие дела есть. Деньги,
которые он тебе даст, принесешь сюда. Мы их разделим, попразднуем…
Колобок: Да с радостью, на одной ноге, ребята, обернусь. (Хватает пакет и
убегает.)
Лиса: Ну, ребята, нашего полку прибыло, живем…
(Волк судорожно тыкает иглой шприца в вену на ноге. Пьяный Медведь
пытается петь… Лиса ведет беседу с совершенно пьяным Колобком. Входит
Дятел.)
Дятел: Та – а - ак, все ясно. (Колобку.) Говорил я тебе, не связывайся с ними
пропадешь…
(Берет Колобка под руку и уводит со сцены.)
Итог. Рефлексия.
Ребята, предлагаю вам обсудить увиденное и высказать свое мнение.
Вопросы для обсуждения.
1. Что все – таки произошло с Колобком?
2. При каких условиях ситуация могла остаться под контролем?
3. Понимает ли Медведь с друзьями, что они сделали с Колобком?
4. Что переживали Дед и Бабка?
5. Что в такой ситуации могут сделать одноклассники?
6. Что необходимо понять родителям?
Ответы учащихся.
Психолог: Запомните: одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком. Сказочный Иван – дурак нисколько не смущался, что все его так называли, но всегда выигрывал и всех побеждал. Возникает вопрос: что хуже – выглядеть дураком, но поступать умно, или поступить, как дурак, но выглядеть умным? Не бойся выглядеть недостаточно умным! Не бойся выглядеть недостаточно смелым! Не бойся выглядеть недостаточно взрослым! Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным! Бойся стать жертвой наркотической заразы и превратиться в марионетку наркоторговцев!
Различные виды давления будут сопровождать человека всегда, и от того, насколько вы сможете противостоять давлению, зависит принятие правильного решения и выбор поведения, а это умение окажет положительное влияние на всю дальнейшую жизнь.
Литература
1. Игры и упражнения в профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков / Под ред. Е.Г. Еделевой. – Н.Новгород, 2010 г.
2.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина.- М., 2000 г.
3.Ряшина В.В. Психодраматический подход в проведении профилактических тренингов с учащимися. Саратов, 2002 г.
4.Осложненное поведение подростков / Авт. – сост. Т.А. Шишковец. – М.,2006г.
5. Психолого – педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / Авт.-сост. И.Н. Хоменко. – Волгоград, 2009 г.