1. Мотивационный этап. | | -Здравствуйте, дорогие мои ученики! - Я рада приветствовать вас на нашем уроке биологии! Хочу напомнить вам правила совместной работы на уроке. Правила совместной работы: 1. Взаимопонимание и доверие. 2. Слушать, говорить, спорить. 3. Быть активным. 4. Стремиться к успеху. Как обычно на наших уроках , вы должны сделать заявку на оценку. Заявка на оценку: За ответ у доски – 3 балла. За добавление - 1 балл. За возражение – 3 балла. За работу в группе – до 3 баллов. За тест – 6 баллов (онлайн – 10 баллов) «5» - 11-12 баллов «4»- 8 -10 баллов «3» - 6-7 баллов Менее 6 баллов – нужно поработать ГЕНИЙ – 15 баллов Не забывайте ставить баллы в листы самооценки. | Слушают учителя. Анализируют правила. Делают заявку на оценку. | Правила совместной работы. Слайд 1 Заявка на оценку – слайд 2. | Регулятивные УУД :формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
2. Актуализации знаний | | Ребята, давайте вспомним основные свойства живых организмов. Хочу пригласить 6 учащихся к доске, возьмитесь за руки и встаньте кругом. Отойдите друг от друга , продолжая держаться за руки. - Какое свойство живого изобразили ребята? (рост) Садитесь. А сейчас, посмотрите на растения на слайде , что их отличает. Одно молодое, а другое старое. Как вы думаете, как называется этот процесс возрастных изменений растений? - Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема урока «Рост и развитие растений». А с чего начинает расти растение? - Какие цели и задачи вы поставите перед собой на уроке? Цели и задачи: - узнать, с чего начинается рост растения; - научиться определять условия роста растений; - изучить процесс развития растений. Ребята, скажите, с чего начинается рост растения? Послушайте стихотворение «В каждом семени таится маленькая тайна» (ВИДЕО) В каждом семени таится маленькая тайна, Посмотришь - кажутся невзрачными совсем. Но стоит уронить нечаянно, Иль все же в землю опустить как в колыбель, Прикрыть «пуховым одеялом», Я правду говорю, поверь, Ты в сказку приоткроешь дверь. В воде лишь надо растворить чуть-чуть тепла души, Лучистую улыбку, добавить нежность рук И сим раствором оросить, мой друг, Все «сундучки» с секретом, Замочки щёлкнут вдруг Из них появятся при этом былинки малыши. Такие нежные, такие разные, Но, без сомнения, прекрасные, На мать, – Весну, похожие и так же хороши! | Рост, развитие, размножение, дыхание, питание, раздражимость. Учащиеся у доски изображают рост клетки. Сравнивают молодое и взрослое растение. Формулируют тему урока и ставят цели и задачи. С семени Смотрят Видео прорастания семени | Рост – слайд 3. Развитие – слайд 4. Тема и цели урока – слайд 5 - 6. Используется подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Видео прорастания семени – слайд 7. | Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира. 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. |
3. Создания проблем- ной ситуации | | Ребята, а как же разбудить зародыш? Какие условия среды нужно создать для того, чтобы он продолжил своё развитие? Я предлагаю вам объединиться в группы по 6 чел, обсудить и высказать свои предположения по вопросу: -Как разбудить зародыш? - Что ему нужно для этого? Для решения этой проблемы я даю каждой группе задания. | Постановка проблемы урока | Проблема урока – слайд 8. | Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
5."Откры тие" нового знания. | | Организует работу в группах по заданиям. Задание 1 группе Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужна вода? Обратите внимание на лежащие перед вами семена (горох, фасоль, морковь, редис, огурцы). Всем ли этим семенам нужно одинаковое количество воды. Задание 2 группе Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для начала прорастания семени нужно тепло? Пользуясь справочным материалом, установите, при какой температуре будут прорастать предложенные вам семена? (огурец, томат, капуста, морковь, горох, пшеница). Задание 3 группе Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы доказать, что для прорастания семян необходим воздух (кислород). Как вы думаете, всем ли семенам растений необходимо одинаковое количество кислорода? -Заслушаем представителей групп. Подберите соответствующие режимы для прорастания растений. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000074b-1000-4ddd-c9ec-5a00475d4309/443.swf Итак, мы выяснили, какие оптимальные условия необходимы для прорастания семян. Давайте сделаем вывод: для прорастания семян нужна вода, тепло и воздух. ФИЗМИНУТКА -Ребята. С чего начинается прорастание семян? У вас на столах лежат семена фасоли: сухие и смоченные водой. Внимательно рассмотрите их определите где - сухие, а где – смоченные водой семена и скажите, чем отличаются сухие семена от смоченных водой? Вы сравнили сухие и смоченные семена. - Чем они отличаются? -Что происходит с семенами после набухания? - А за счет чего? -А что в них накапливается? -А какие? - Откуда в растении появился крахмал? -А что же происходит дальше с растением? Вы попробуете сами выяснить, а затем составить об этом рассказ. Для этого вы будете использовать текст учебника п. 50 на странице 126-127, рисунок учебника 5.53. на стр. 127 . а так же зрительный ряд, который вам предложен из пророщенных семян. Заслушивает рассказы учащихся, используя рисунок на доске. Давайте составим теперь нашу схему на доске: (карточки с названиями периодов) зародыш ----- период юности ----- период зрелости - период старости Итак, мы выстроили цепочку этапов индивидуального развития цветкового растения. Как вы думаете, растения растут в течении всей жизни или у них ограниченный рост. - Что же такое индивидуальное развитие растений? Делаем выводы: индивидуальное развитие растений состоит из периодов : зародышевый, период юности, период зрелости, период старости. | Выступление представителей групп Выбор условий прорастания семян 1 учеником. Делают вывод. Делают мультзарядку Отличаются размерами. Семядоли и эндосперм. Растения образуют крахмал в процессе фотосинтеза. Работа в группах с текстом учебника. Составляют схему на доске Делают выводы: индивидуальное развитие растений состоит из периодов : зародышевый, период юности, период зрелости, период старости. | Работа в группах по заданиям – слайд 9. Вывод таблица – слайд 10. Мультзарядка-слайд 11. Сухое и набухшее семя – слайд 12. Работа в группах – слайд 13. Схема на доске Схема периодов – слайд 14. Индивидуальное развитие – слайд 15 Вывод - слайд 16 | Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре. |