СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные формы проведения занятий

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения. В статье рассказывается,  какие методы используют преподаватели специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов на своих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы проведения занятий»

Интерактивные формы проведения учебных занятий как средство повышения познавательной активности студентов


Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного, использования дидактических и организационно-управленческих средств.

Одним из современных направлений развития активного обучения является интерактивное обучение. Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов обучения.

Интерактивные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – развивать мышление обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний и одновременное развитие практических навыков и умения мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.

Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, обучаемый) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:

- повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

- усиление мотивации к изучению дисциплины;

- формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков;

-развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

- формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

- сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Виды интерактивных форм обучения:

- деловые и ролевые игры;

- психологические и иные тренинги;

- групповая, научная дискуссия, диспут;

- дебаты;

- кейс-метод;

- метод проектов;

- мозговой штурм;

- портфолио;

- семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);

- разбор конкретных ситуаций;

- метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп);

- круглые столы;

- проведение форумов;

- компьютерное моделирование и практический анализ результатов;

- презентации на основе современных мультимедийных средств;

- интерактивные лекции;

- лекция пресс-конференция;

- бинарная лекция (лекция вдвоем);

- лекция с заранее запланированными ошибками;

- проблемная лекция.

На кафедре экологии и технологии полимеров преподаватели стараются на учебных занятиях применять интерактивные формы уроков. Наиболее часто применяемые формы проведения занятия:

- деловые игры (преподаватель Мурадова А.П., Погорелова Н.С. учебные дисциплины: «гидрология», «почвоведение», «метеорология», МДК 01.01 «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»),

- лекции с заранее запланированными ошибками (Мурадова А.П. МДК 02.01 «Промышленная экология и промышленная радиоэкология»), урок конференция (Мурадова А.П. «гидрология», Погорелова Н.С. «метеорология»),

- просмотр и обсуждение видеофильмов (Мурадова А.П. «общая экология», Погорелова Н.С. Мурадова А.П. Юрова О.Н. «экологические основы природопользования»),

- обсуждение в группах (Мурадова А.П. МДК 01.02 «Природопользование и охрана окружающей среды», Погорелова Н.С. «метеорология»)

- подготовка и защита презентаций (Мурадова А.П. «почвоведение», Юрова О.Н. «общая экология», Погорелова Н.С. «метеорология»).

Проведение интерактивных занятий требует тщательной подготовки к занятию, обработки большого количества дополнительного материала, тщательного планирования занятия, выдачи студентам в большинстве случаев опережающего задания. Именно выдача опережающего задания не всегда приемлемо при изучении спец. дисциплин и профессиональных модулей, т. к. очень много материала требует при изучении непосредственного объяснения со стороны преподавателя.