Интерактивные игры как приём совершенствования орфографических навыков
Интерактивные игры несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и могут быть включены в любой предмет школьной программы. Это одна из наиболее интересных и действенных форм интерактивного обучения. Я хотела бы представить Вам некоторые интерактивные игры для младших школьников, которые можно применять на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
«Генералы и солдаты»
Примечание: можно использовать для закрепления изученного материала на любом уроке, например, на уроке русского языка по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цель: совершенствовать умение проверять написание безударных гласных в корне слова.
Оборудование:
Ход игры
1.Детям объявляется, что они поступили в «школу разведки», в которой есть генералы и солдаты.
2.У детей (можно выборочно) на столах имеются карточки с «секретными паролями», которые надо прочитать и никому не показывать.
3.Те, у кого карточки с буквами а и о – ГЕНЕРАЛЫ, а остальные - СОЛДАТЫ.
4.Дети – генералы выходят к доске и прикрепляют свои карточки. Главная цель ГЕНЕРАЛОВ, собрать свою команду и не пропустить «шпионов».
5.Дети – солдаты читают слова и проверяют, какую гласную напишут. Главная цель СОЛДАТ найти своего ГЕНЕРАЛА.
6.По сигналу учителя СОЛДАТЫ друг за другом выходят к доске и прикрепляют карточку в соответствии с безударной гласной. Генералы контролируют их работу, если заметили «шпиона» - останавливают и объясняют в чём ошибка.
7.По окончании игры ГЕНЕРАЛЫ зачитывают свою группу слов. Подводится итог.
8.Далее, на усмотрение учителя, с получившимися группами слов можно выполнять дополнительные упражнения. Можно создать проблемную ситуацию – ввести лишнюю карточку, в которой нет данной орфограммы, например слово СТОЛБ и организовать работу по определению темы урока и его учебной задачи.
«Карусель»
Примечание: можно использовать для закрепления изученного материала на любом уроке: состав числа, устные вычисления, чтение слогов и слов и т.д. Например, на уроке русского языка для закрепления знания словарных слов.
Цель: совершенствовать знание словарных слов.
Оборудование:
(с обратной стороны простым карандашом написана «опасная» буква, чтобы легче было проверить)
Ход игры
1.Класс делится на две части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего, у которого карточка со словарным словом).
2.По сигналу учителя дети начинают игру.
3.Пары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание – говорят, какая буква пропущена.
4.По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остаётся на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнёром и вновь передвигаются по сигналу, игра продолжается пока «карусель» не станет в начальное положение.
(Можно организовать дифференцированную работу двух «каруселей» - учитель контролирует работу 1-й группы, ассистент – 2-й.)
«Суета»
Примечание: игра представлена на примере урока русского языка по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
Цель: совершенствовать навык проверки написания непроизносимых согласных в коне слова.
Оборудование:
(можно использовать приём «лишнее слово»)
Ход игры
1.Учитель раздаёт ученикам карточки, на которых написаны проверяемые и проверочные слова.
2. По сигналу учителя дети передвигаются по классу, заглядывают в чужие карточки, образуют пару.
3.Пары выстраиваются у доски и проговаривают, как проверить слово….
4.Далее ведётся работа с «лишними словами» - на усмотрение учителя.
«Пересадки»
Примечание: игра представлена на примере урока русского языка по теме «Повторяем правописание».
Цель: проверить знание правил написания слов.
Оборудование:
Ход игры
1.Класс делится на две группы по вариантам.
2.Дети первого варианта получают карточку с заданием.
3.Дети второго варианта по сигналу учителя выполняют задание, которое им предлагают дети первого варианта.
4.Дети первого варианта остаются на местах, а дети второго варианта по сигналу учителя – «Пересадки» - двигаются по классу, присаживаются к учащимся из первого варианта и выполняют новое задание. И так несколько раз, пары не должны повторяться.
5.Подводится итог – на усмотрение учителя.
4