Электронное пособие «Географические кроссворды»
Курс « Социальная и экономическая география мира»
10-11 класс
Введение. Одна из задач школьного образования – обеспечение качественного образования учащихся. Основным условием высокого качества знаний является систематический контроль уровня знаний и формирования УУД. Чтобы достичь желаемого результата, реализовать личностно - ориентированный подход, дифференциацию процесса обучения современный учитель должен быть обеспечен разнообразными материалами для проверки, закрепления и отработки знаний, умений и навыков.
Огромный образовательный и развивающий потенциал содержат в себе обучающие электронные тренажеры, которые можно использовать и как контрольно-измерительные материалы. С их помощью в ненавязчивой форме учитель может отработать знания и проверить качество знаний, дать возможность ученикам закрепить материал по какой-либо теме, а также расширить знания по уже изученной теме.
Цель создания географических кроссвордов: разработать электронный тренажёр, направленный на формирование, систематизацию и контроль знаний учащихся по курсу «Социальная и экономическая география мира».
Задачи:
- закрепить, провести контроль и коррекцию знаний по курсу социальной и экономической географии мира;
- развивать умения работать с различными источниками информации;
- разработать электронный образовательный ресурс (ЭОР) для организации эффективной самостоятельной работы старшеклассников;
- воспитывать познавательный интерес, создавая ситуацию успеха, предоставляя возможность работать учащимся в индивидуальном режиме.
Помимо этого тренажёр может помочь реализовать воспитание реальной самооценки, неравнодушие к уровню знаний и их оценке.
Методика использования.
В данном пособии представлены географические кроссворды по «Социальной и экономической географии мира». Географические кроссворды – это работа с элементами тестирования.
Географические кроссворды разработаны по ключевым темам курса. Каждая страница ЭОР включает в себя кроссворд в электронной таблице Excel по изучаемой теме. Принцип работы с кроссвордом несложен. Если навести курсор на номер слова (по горизонтали или вертикали) всплывает примечание, в котором написано задание. Затем нужно с клавиатуры ввести буквы. Программа автоматически сцепит буквы в слова. Если пролистать таблицы на листе вправо, то можно будет увидеть качество выполнения задания. Напротив номера задания появится знак «+» или «-» в соответствии с правильностью выполнения задания. Если под одним и тем же номером есть слово по вертикали и горизонтали, то соответственно номера будут обозначены «3в» и «3в». Используя эти данные можно определить эффективность выполнения задания и выставить оценки.
Как работать с кроссвордами
- Открыть файл «Кроссворды 10 класс».
- Нажать на вкладку «Титул».
- Выбрать нужную тему, нажать на название. По гиперссылке вы перейдёте на нужный кроссворд.
- Перед каждым кроссвордом написано обращение к старшеклассникам. Например. «Уважаемый десятиклассник! На уроках географии ты закончил изучение темы "Население мира". Предлагаю тебе в занимательной форме закрепить полученные знания и проверить свой уровень подготовки. Перед тобой кроссворд. Наведи курсор мыши на номер слова. Всплывёт заметка, в которой ты прочитаешь задание. Впиши с клавиатуры буквы. Все буквы вводи строчные (маленькие). Когда закончишь работу, покажи результат учителю. Затем закрой файл, не сохраняя изменения в нём. Желаю удачи!»
- Особенность кроссворда состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он может во время тренировочного режима или при самостоятельном изучении материала проверить себя. Для этого нужно прокрутить таблицы вправо и увидеть отметки о правильности выполнения задания. Если есть ошибки, то ещё раз поискать ответ.
- Если работа идёт на уроке, то по завершению работы с кроссвордом, нужно показать результат учителю.
Опыт работы с кроссвордами показывает, что для решения кроссворда необходимо 7 – 10 минут. Это пособие позволяет быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.
Кроссворды могут быть использованы учителем не только для текущего и итогового контроля всего класса, но и для группового и индивидуального контроля слабоуспевающих учеников. При фронтальном опросе кроссворды позволяют каждому ученику работать самостоятельно в индивидуальном режиме. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с кроссвордами, успешно справляются с заданиями. Использование кроссвордов эффективно в любом классе: универсальном, профильном или с углублённым изучением отдельных предметов.
В процессе работы с кроссвордами развивается логическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации. Они могут использоваться для формирования навыка работы в парах. Кроссворды помогают разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя. Учитель на таких уроках выступает в не роли солиста, а в роли консультанта, организатора учебного процесса. Между преподавателем и учащимися устанавливаются субъект - субъектные отношения. Развивается самостоятельность учащихся. Это работает на формирование одного из ведущих мотивов учебной деятельности – развитие познавательного интереса ребят к географии.
С помощью кроссвордов контроль знаний могут осуществлять и родители (при наличии ЭОР).
Нормы оценки (нужно посчитать количество правильных ответов и определить соотношение в %):
ü 85 – 100% - «5».
ü 66 – 84% - «4».
ü 51 – 65% - «3».
Если есть возможность проведения урока в кабинете информатики, то проверку знаний учащихся необходимо организовать в индивидуальном режиме. Если в кабинете географии есть компьютер, то оптимальным вариантом будет параллельный опрос одного ученика устно, а второго на компьютере с помощью предлагаемого тренажёра. На этапе актуализации опорных знаний – можно организовать и фронтальную работу.
Условия использования: наличие ЭОР на электронном носителе или в памяти компьютера.
Алгоритм работы.
- Заходим в файл «Кроссворды. 10 класс». Открываем файл «Labyrinth».
- На панели «Стандартная» открываем ярлык «Титул».
- Из открывшегося списка выбираем нужную тему, нажимаем на название.
- В открывшемся фрейме, наводим курсор на номер слова. Всплывает заметка в которой написано задание.
- С клавиатуры вручную вводим ответ.
- Далее по плану «Как работать с кроссвордом»
Заключение.
Опыт использования географических кроссвордов на уроках географии в 10 и 11 классе в МБОУ «СОШ № 6» г. Лысьва показал, что такая форма работы интересна учащимся, более привлекательна, чем традиционная форма закрепления и контроля знаний, позволяет увидеть пробелы в знаниях учащихся и вовремя их откорректировать. Выявляет скорость мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать. Способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности, даёт возможность ученику работать в индивидуальном режиме. И важно то, что ученик имеет право на ошибку и возможность исправить её: стереть ответ и начать решение сначала. Для учителя важным показателем будет сокращение времени на проверку знаний, возможность проверить знания у большего числа учеников. В 2012 году при сдаче экзамена по географии в форме ЕГЭ будет определено насколько эффективно использование ЭОР в учебной работе.
Это ещё один инструмент в руках учителя, позволяющий контролировать и корректировать знания учащихся, провести опрос значительно большего количества учащихся на уроке.