Интерактивные методы обучения
Учитель русского языка и литературы Гизатулина О.И.
Колледж компьютерных и информационных технологий
г. Гулистан, Узбекистан
Цель исследования:
Выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
Интерактивное обучение-
способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»
(по В.С.Дьяченко)
Интерактивные методы
Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие).
4
Способы коммуникации
- Центральная роль принадлежит обучающимся
- Преподаватель - организатор и помощник
- Обсуждение происходит в малых группах
- Взаимодействие преобладает над воздействием
Формы интерактивного обучения
Работа в статичных парах или парах сменного состава;
Работа в малых группах;
Игровое сотрудничество.
Условия выбора
Подготовленность к обсуждаемой теме
Базовые коммуникационные навыки и умения
Повышенный интерес учащихся к теме занятия
Наличие дополнительных источников информации
Достаточное пространство для работы малых групп
Положительное и отрицательное
Положительное
Отрицательное
Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала
Ограниченный объем изучаемого материала
Высокая степень мотивации
Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний)
Максимальная индивидуальность преподавания
Трудности установления и поддержания дисциплины
Акцент на деятельность, практику
Ограниченное число обучающихся в группе
Широкие возможности для творчества
Давление авторитета лидера в групповой деятельности
Технология интерактивного обучения
1. Пассивный метод; 2. Активный метод; 3. Интерактивный метод.
Пассивный метод
- это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным.
Активный метод
- это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивный метод
- означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого
Задачи интерактивного метода:
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- Повышение познавательной мотивации
- Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
- Воспитание лидерских качеств
- Умение работать с командой и в команде
- Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
методические приёмы:
- Словесные ассоциации
- Диаграмма Венна
- ЗУН
- Проекты
- Выявление последствий
- Ролевая игра
- Исследование и отчёт.
- Проекты
- «Мозговая атака»
- «Общая дискуссия»
- Сходства/ различия
- Поиск соответствий
- Классификация
- Кластер
Графический организатор интерактивных методов
- – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Прием «Кластер» (гроздья)
«хмурое утро»
эпитет
Средства выразительности
- Цель : подготовить учащихся к восприятию новой информации.
- Пошаговое описание метода
- В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)
- Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
- По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
- Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.
Советы преподавателю
- Записывайте все идеи учащихся
- Не судите о качестве идей (не комментируйте)
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
- Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
- Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
- Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).
Схема работы в малых группах
Количество малых групп-4
- Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множество идей на заданную тему.
- Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических.
- Цель: использовать силу малой группы для генерирования идей.
Пошаговое описание метода:
- Рассаживаем учащихся в непринужденной манере.
- Готовим доску или большие листы бумаги для записи идей.
- Записью на доске или листе бумаги обозначаем проблему мозгового штурма.
- Проводим мозговой штурм, предварительно определив правила проведения.
- Все идеи учащихся фиксируются ведущим (преподавателем, учащимся) и записываются в ее первоначальной формулировке.
- Убедившись, что идеи иссякли, упорядочим полученный перечень (т.е. убираем повторы, снимаем после обсуждения то, что не относится к проблеме.)
- Проверяем перечень на полноту описания (тщательно обсудив каждую формулировку, проверив, служит ли она описанию данной проблемы).
- Спрашиваем учащихся, можно ли принять перечень в данной редакции как свидетельство достижения цели.
- Правила «Мозгового штурма»
- всякая идея позволительна
- не допускается критика идей, их оценка до прекращения поступления предложений
- все предложения фиксируются (без поправок или критики предлагаемых формулировок)
- Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей.
- Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их из перечня, чтобы анализировать отдельно.
- Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные варианты
- Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями других.
«Общая дискуссия»
Целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Этапы проектной работы
Классификация проектов .
« Поиск соответствий» Работая в парах, определите, у какого животного какой детёныш.
Животное
Детеныш
1. Собака
2. Овца
3. Лошадь
4. Корова
А) Ягненок
Б) Теленок
В) Щенок
Г) Жеребенок
«Верно/ Неверно»
№
Утверждения
1.
2.
Верно/
Неверно
3.
4.
5.
А.С. Пушкин – великий русский писатель.
Первые сказки А.С.Пушкину читала его няня- Арина Родионовна.
Сказка – это вымышленный рассказ.
“ Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка.
Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер.
Диаграмма Венна
- Диаграмма Венна (названа по имени английского логика Джона Венна) – это графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов (фактов, понятий, явлений), имеющих различные и общие черты.
Приём «ИНСЕРТ» (работает на стадии осмысления)
- I – interactive – интерактивная
- N – noting – размечающая
- S – system – система
- E – effective – для эффективного
- R – reading and – чтения и
- T – thinking – размышления
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения.
Значки для маркировки
«V» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
Формула ПОПС: учимся доказывать свою жизненную позицию
- интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
- данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.
“ Рыбий скелет” (модель Исикава) – графический организатор , модель постановки и решения проблемы, позволяющая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).
Рекомендации по использованию: на верхней “косточке” записывается формулировка проблемы, а на нижней факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер
Выводы:
- Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
- Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.