СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации отражены интерактивные методы, применяемые на уроках русского языка и литературы

В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Слово “интерактив” произошло от английского слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения»

 Интерактивные методы обучения Учитель русского языка и литературы Гизатулина О.И. Колледж компьютерных и информационных технологий г. Гулистан, Узбекистан

Интерактивные методы обучения

Учитель русского языка и литературы Гизатулина О.И.

Колледж компьютерных и информационных технологий

г. Гулистан, Узбекистан

 Цель исследования: Выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

Цель исследования:

Выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

Интерактивное обучение-   способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»   (по В.С.Дьяченко)

Интерактивное обучение-

способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»

(по В.С.Дьяченко)

Интерактивные методы  Термины

Интерактивные методы

Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие).

4

Способы коммуникации Центральная роль принадлежит обучающимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием

Способы коммуникации

  • Центральная роль принадлежит обучающимся
  • Преподаватель - организатор и помощник
  • Обсуждение происходит в малых группах
  • Взаимодействие преобладает над воздействием

Формы интерактивного обучения Работа в статичных парах или парах сменного состава; Работа в малых группах; Игровое сотрудничество.

Формы интерактивного обучения

Работа в статичных парах или парах сменного состава;

Работа в малых группах;

Игровое сотрудничество.

Условия выбора Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп

Условия выбора

Подготовленность к обсуждаемой теме

Базовые коммуникационные навыки и умения

Повышенный интерес учащихся к теме занятия

Наличие дополнительных источников информации

Достаточное пространство для работы малых групп

Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивации Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практику Ограниченное число обучающихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности

Положительное и отрицательное

Положительное

Отрицательное

Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала

Ограниченный объем изучаемого материала

Высокая степень мотивации

Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний)

Максимальная индивидуальность преподавания

Трудности установления и поддержания дисциплины

Акцент на деятельность, практику

Ограниченное число обучающихся в группе

Широкие возможности для творчества

Давление авторитета лидера в групповой деятельности

Технология интерактивного обучения   1. Пассивный метод;  2. Активный метод;  3. Интерактивный метод.

Технология интерактивного обучения

1. Пассивный метод; 2. Активный метод; 3. Интерактивный метод.

Пассивный метод  это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным.

Пассивный метод

  • это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным.
Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Активный метод

  • это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивный метод означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого

Интерактивный метод

  • означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого
Задачи интерактивного метода: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка  Воспитание лидерских качеств  Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Задачи интерактивного метода:

  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  • Повышение познавательной мотивации
  • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
  • Воспитание лидерских качеств
  • Умение работать с командой и в команде
  • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
методические приёмы: Словесные ассоциации Диаграмма Венна ЗУН Проекты Выявление последствий Ролевая игра Исследование и отчёт.  Проекты «Мозговая атака» «Общая дискуссия» Сходства/ различия Поиск соответствий Классификация Кластер

методические приёмы:

  • Словесные ассоциации
  • Диаграмма Венна
  • ЗУН
  • Проекты
  • Выявление последствий
  • Ролевая игра
  • Исследование и отчёт.

  • Проекты
  • «Мозговая атака»
  • «Общая дискуссия»
  • Сходства/ различия
  • Поиск соответствий
  • Классификация
  • Кластер

Графический организатор  интерактивных методов Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Графический организатор интерактивных методов

  • Кластер
  • – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Прием «Кластер» (гроздья) «хмурое утро» эпитет  Средства выразительности

Прием «Кластер» (гроздья)

«хмурое утро»

эпитет

Средства выразительности

Цель : подготовить учащихся к восприятию новой информации. Пошаговое описание метода В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение) Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой. По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги). Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.
  • Цель : подготовить учащихся к восприятию новой информации.
  • Пошаговое описание метода
  • В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)
  • Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
  • По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
  • Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.
 Советы преподавателю   Записывайте все идеи учащихся Не судите о качестве идей (не комментируйте) Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы. Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы. Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).

Советы преподавателю

  • Записывайте все идеи учащихся
  • Не судите о качестве идей (не комментируйте)
  • Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
  • Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
  • Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
  • Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
  • Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).
 Схема работы  в малых группах  Количество малых групп-4

Схема работы в малых группах

Количество малых групп-4

Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множество идей на заданную тему. Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических. Цель:   использовать силу малой группы для генерирования идей.
  • Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множество идей на заданную тему.
  • Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических.
  • Цель:   использовать силу малой группы для генерирования идей.
 Пошаговое описание метода:   Рассаживаем учащихся в непринужденной манере. Готовим доску или большие листы бумаги для записи идей. Записью на доске или листе бумаги обозначаем проблему мозгового штурма. Проводим мозговой штурм, предварительно определив правила проведения. Все идеи учащихся фиксируются ведущим (преподавателем, учащимся) и записываются в ее первоначальной формулировке. Убедившись, что идеи иссякли, упорядочим полученный перечень (т.е. убираем повторы, снимаем после обсуждения то, что не относится к проблеме.) Проверяем перечень на полноту описания (тщательно обсудив каждую формулировку, проверив, служит ли она описанию данной проблемы). Спрашиваем учащихся, можно ли принять перечень в данной редакции как свидетельство достижения цели.

Пошаговое описание метода:

  • Рассаживаем учащихся в непринужденной манере.
  • Готовим доску или большие листы бумаги для записи идей.
  • Записью на доске или листе бумаги обозначаем проблему мозгового штурма.
  • Проводим мозговой штурм, предварительно определив правила проведения.
  • Все идеи учащихся фиксируются ведущим (преподавателем, учащимся) и записываются в ее первоначальной формулировке.
  • Убедившись, что идеи иссякли, упорядочим полученный перечень (т.е. убираем повторы, снимаем после обсуждения то, что не относится к проблеме.)
  • Проверяем перечень на полноту описания (тщательно обсудив каждую формулировку, проверив, служит ли она описанию данной проблемы).
  • Спрашиваем учащихся, можно ли принять перечень в данной редакции как свидетельство достижения цели.
Правила «Мозгового штурма» всякая  идея позволительна не допускается критика идей, их оценка до прекращения поступления предложений все предложения фиксируются (без поправок или критики предлагаемых формулировок)  Советы преподавателю Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей. Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их из перечня, чтобы анализировать отдельно. Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные варианты Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями других.
  • Правила «Мозгового штурма»
  • всякая  идея позволительна
  • не допускается критика идей, их оценка до прекращения поступления предложений
  • все предложения фиксируются (без поправок или критики предлагаемых формулировок)
  • Советы преподавателю
  • Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей.
  • Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их из перечня, чтобы анализировать отдельно.
  • Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные варианты
  • Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями других.
«Общая дискуссия» Целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

«Общая дискуссия»

Целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

МЕТОД ПРОЕКТОВ  Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Этапы проектной работы

Этапы проектной работы

 Классификация проектов .

Классификация проектов .

 « Поиск соответствий»  Работая в парах, определите, у какого животного какой детёныш. Животное Детеныш 1. Собака 2. Овца 3. Лошадь 4. Корова А) Ягненок Б) Теленок В) Щенок Г) Жеребенок

« Поиск соответствий» Работая в парах, определите, у какого животного какой детёныш.

Животное

Детеныш

1. Собака

2. Овца

3. Лошадь

4. Корова

А) Ягненок

Б) Теленок

В) Щенок

Г) Жеребенок

«Верно/ Неверно» № Утверждения 1. 2. Верно/ Неверно  3. 4. 5. А.С. Пушкин – великий русский писатель. Первые сказки А.С.Пушкину читала его няня- Арина  Родионовна. Сказка – это вымышленный рассказ. “ Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка. Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер.

«Верно/ Неверно»

Утверждения

1.

2.

Верно/

Неверно

3.

4.

5.

А.С. Пушкин – великий русский писатель.

Первые сказки А.С.Пушкину читала его няня- Арина Родионовна.

Сказка – это вымышленный рассказ.

Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка.

Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер.

Диаграмма Венна Диаграмма Венна (названа по имени английского логика Джона Венна) – это графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов (фактов, понятий, явлений), имеющих различные и общие черты.

Диаграмма Венна

  • Диаграмма Венна (названа по имени английского логика Джона Венна) – это графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов (фактов, понятий, явлений), имеющих различные и общие черты.
Приём «ИНСЕРТ»  (работает на стадии осмысления)  I – interactive – интерактивная  N – noting – размечающая  S – system – система  E – effective – для эффективного  R – reading and – чтения и  T – thinking – размышления  Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения. Значки для маркировки «V»  – уже знал «+» – новое «–»  – думал иначе  «?» – не понял, есть вопросы

Приём «ИНСЕРТ» (работает на стадии осмысления)

  • I interactive интерактивная
  • N noting размечающая
  • S system система
  • E effective – для эффективного
  • R reading and чтения и
  • T thinking размышления

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения.

Значки для маркировки

«V» уже знал «+» новое «–» – думал иначе

«?» – не понял, есть вопросы

 Формула ПОПС: учимся доказывать свою жизненную позицию   интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.  данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Формула ПОПС: учимся доказывать свою жизненную позицию

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.
“ Рыбий скелет” (модель Исикава) – графический организатор , модель постановки и решения проблемы, позволяющая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем). Рекомендации по использованию: на верхней “косточке” записывается формулировка проблемы, а на нижней факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер

Рыбий скелет” (модель Исикава) графический организатор , модель постановки и решения проблемы, позволяющая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).

Рекомендации по использованию: на верхней “косточке” записывается формулировка проблемы, а на нижней факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер

Выводы: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.

Выводы:

  • Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
  • Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!