СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных методов обучения на уроках украинского языка.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование интерактивных методов обучения на уроках украинского языка.

Долгое время знания иностранного языка в обществе оставались невостребованными. Сейчас знания иностранного языка стали для многих деловых людей непременным условием высокого профессионализма и компетенции. В обществе появился социальный спрос на серьезное обучение иностранным языкам. Необходимы не только практические навыки, но и самостоятельная деятельность. Ученик устает ждать, когда наступит то далекое будущее, в котором он сможет применить приобретенные в школе знания. Он хочет их использовать сегодня, сейчас и сам этому учится постепенно на уроках иностранного языка.

Сегодня в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности- интерактивному подходу. Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Главной отличительной чертой интерактивных методов является инициативность учащихся, которую стимулирует учитель. Ход и результат приобретают личную значимость для всех участников процесса и позволяют развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы. Здесь уместно привести в пример китайскую пословицу "Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это и это станет моим навсегда".

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. "Преподавание

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных методов обучения на уроках украинского языка.»

Использование интерактивных методов обучения на уроках украинского языка.

Долгое время знания иностранного языка в обществе оставались невостребованными. Сейчас знания иностранного языка стали для многих деловых людей непременным условием высокого профессионализма и компетенции. В обществе появился социальный спрос на серьезное обучение иностранным языкам. Необходимы не только практические навыки, но и самостоятельная деятельность. Ученик устает ждать, когда наступит то далекое будущее, в котором он сможет применить приобретенные в школе знания. Он хочет их использовать сегодня, сейчас и сам этому учится постепенно на уроках иностранного языка.

Сегодня в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности- интерактивному подходу. Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Главной отличительной чертой интерактивных методов является инициативность учащихся, которую стимулирует учитель. Ход и результат приобретают личную значимость для всех участников процесса и позволяют развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы. Здесь уместно привести в пример китайскую пословицу "Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это и это станет моим навсегда".

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. "Преподавание есть искусство, а не ремесло- в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно- вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться- вот единственный курс учительской жизни" (Основы педагогического мастерства /Подред. И. А. Зязюна. -М., 1989. -с. 218)

Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимание, но и возникновение противоречий, политических споров. Поэтому способность учащихся вести плодотворный, эффективный диалог, полилог в различных областях социокультурной сферы, познавать мир становится важным свойством. В процессе диалога и полилога у учащихся развиваются фонетические, лексические и грамматические навыки, что способствует более интенсивному и продуктивному изучению иностранного языка. Активно развивающиеся сегодня коммуникативные технологии, становятся новыми инструментами познания, которые учащиеся овладевают лишь в процессе диалога и полилога.

Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

Игры подразделяются на следующие категории:

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры.

Детская игра является, как показывает опыт, одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.

Основные цели использования игр на уроках:

  • формирование определенных навыков;

  • развитие определенных речевых умений;

  • обучение умению общаться;

  • развитие необходимых способностей и психических функций;

  • познание;

  • запоминание речевого материала.

Так, на начальном этапе обучения основным видом игр будет являться лингвистическая игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические. Здесь целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры- соревнования. На следующем этапе, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими и имитационными, применяются ролевые, направленные на социализацию учащихся. Их содержанием являются отношения между людьми. Начиная с 9-го класса и далее в старшем звене целесообразно применять сюжетно- ролевые игры. Это более сложные виды игровой деятельности, они требуют более тщательной подготовки. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ученика, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Одним из эффективных путей активизации общения в профессионально ориентированном курсе является использование деловых игр, позволяющих включать в процесс обучения иностранному языку модель будущей трудовой деятельности учащихся. Деловые игры имитируют деловое общение, цель которого- установление деловых связей между людьми для осуществления необходимой совместной деятельности. Наиболее типичными ситуациями делового общения являются обмен мнениями, беседы и дискуссии в официальной и неофициальной обстановке. Для участия в таких играх школьники должны овладеть умениями запрашивать информацию, выступать перед аудиторией с сообщением, высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросом, дискутировать.

Необходимо, чтобы деловые игры базировались на реальном речевом материале, носили проблемный характер, предполагали взаимодействие всех участников игры. Это могут быть игра- сотрудничество, игра- соревнование, игра- конфликт. Чтобы вести деловую игру, ее участники должны уметь не только правильно строить предложения, но и уметь использовать в разговоре речевые клише, выражающие просьбы, извинение, благодарность, запрашивание дополнительной информации, приглашение к разговору.

Форма урока за"круглым столом"получила сейчас широкое применение. Содержание уроков составляет беседа по теме или проблеме, близкой и интересной учащимся. Уроки-беседы за"круглым столом"обычно проводятся на заключительном этапе работы над темой, при этом выбираются те подтемы, при обсуждении которых можно организовать обмен личными впечатлениями.

Задача такого урока – практика школьников в диалогической и монологической речи, в аудировании. Такие уроки расширяют кругозор, развивают интересы учащихся, мыслительную активность и коммуникабельность, укрепляют чувство сотрудничества. Беседа может включать подготовленные сообщения учащихся, диалог– расспрос, диалог – обмен мнениями, дискуссию. Урок за"круглым столом"может включать викторины, конкурсы, предъявление дружеских шаржей. Особенно оживляет общение появление"гостей"на уроке, рассказы, сопровождающиеся показом книг, фотографий, слайдов, угощением своих товарищей блюдами. Дружеские беседы позволяют увидеть в иностранном языке реальное средство общения.

Еще один обобщающий урок – эстафета знаний. Такие уроки вызывают интерес учащихся, так как носят соревновательный характер. Урок – эстафета знаний проводится в виде соревнования двух или более команд, на которые делится класс. Интенсивности урока способствуют разнообразные задания в различных видах речевой деятельности (кроме монологической).

Многие задания предусматривают коллективное, командное выполнение, взаимопомощь, а это хороший обучающий фактор для менее подготовленных учащихся. Учитель управляет динамикой урока, контролирует результаты в форме ненавязчивой коррекции. В этом соревновании оцениваются результаты не только команд, но и каждого ученика.

В наше время, когда развиваются связи между разными странами, знакомство с украинской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям об украинской культуре. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок – спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля– творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность, развивает интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знания.

Речевые ситуации– это шлюзы, через которые находят свой выход потребности ученика в общении, его знания, его умения. При создании речевых ситуаций используются реальные ситуации общения: описание ситуации, ее воссоздание с помощью вербальных средств, средств наглядности, с помощью которых ситуация как бы иллюстрируется, вызывается из памяти. Как и в жизни, на уроке все взаимосвязано. Любой обсуждаемый вопрос соприкасается с уже пройденными, основывается на известном, взаимосвязан с новыми проблемами, которые могут быть рассмотрены на следующих занятиях. Например, традиционная тема о погоде. Зима в этом году необычайно теплая, какие причины этого явления? От разговора о погоде перешли к обсуждению природного феномена. При обсуждении удалось затронуть тему"Экология", выяснить причины всеобщего потепления планеты и его последствия.

Проблема ролевой ситуации является ключевой в организации процесса обучения иностранным языкам. Ситуации могут создаваться как в рамках одной темы, так и на межтематической основе. Известно, что общение привлекает тогда, когда оно информативно, насыщенно, проблемно, когда общающимся представляется возможность для дискуссии, которая протекает в атмосфере доброжелательности. Поэтому учащимся предлагаются такие ситуации, которые вызывают у них настоятельную потребность в общении с партнерами.

Дискуссия является одним из продуктивных способов организации общения на уроке. Способность вести дискуссию включает множество лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений. Участники излагают свои аргументы и контр– аргументы, убеждая друг друга в правоте своей точки зрения и риторических навыков. Дискуссия развивает умения логически и критически мыслить, умение организовывать свои мысли, владение устной речью, риторические умения, способность работать в группе, умение держаться на публике.

Для проведения урока – дискуссии необходимо:

  • заранее объявить тему и вопросы для обсуждения;

  • подготовка и распределение ролей, предоставление определенного материала;

  • составление плана урока– дискуссии с учетом элемента спонтанности;

  • подготовка наглядных средств, аудио– визуальных материалов, опор, которые будут являться базой при ведении дискуссии.

В последнее время широкое распространение получила проектная методика в обучении иностранным языкам. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя варианты решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Отличительная черта такого урока– особая форма в организации коммуникативно-познавательной деятельности учащихся на уроке в виде проекта.

Проект– это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально– эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, спасение попавших в беду людей и т. д.) Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение 12 и более уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, создать собственный журнал, готовить макеты, составлять памятки– поведение на природе, выпустить путеводитель по стране, составить и комментировать расписание, сочинять песни, стихи, выпускать стенгазеты, инсценировать сказки, песни.

Проект – это"пять П":

  • проблема;

  • проектирование (планирование);

  • поиск информации;

  • продукт;

  • презентация.

На уроках иностранного языка применяются такие проекты:

  • Практико-ориентированный проект;

  • Исследовательский проект;

  • Информационный проект;

  • Творческий проект;

  • Ролевой проект.

"Мозговой штурм"является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи. Основные принципы и правила этого метода– абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Отбор идей производят специалисты– эксперты, которые, осуществляют их оценку в два этапа. В начале отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

Методика проведения"Мозгового штурма":

  • Разделить детей на две группы. Одна группа–"генераторы идей", другая- "проницательные аналитики", или"эксперты".

  • Объяснить правила игры. Каждый должен высказать хотя бы одну идею. За все идеи выдавать фишки.

  • Поставить речемыслительную задачу обеим группам.

  • Попросить"генераторов"высказывать свои решения, а"аналитиков"внимательно слушать, запоминать, записывать идеи, но молчать.

  • Когда идеи иссякнут, дать слово"аналитикам". Они оценят каждое решение и выберут лучшие, а также предложат свои решения.

При проведении таких уроков совершенствуются речевые умения и навыки, учащиеся учатся критически мыслить и анализировать, развивается фантазия и воображение, воспитываются уважение к мнению товарища, терпимость.

Одной из целей обучения иностранным языком является формирование у учащихся самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Реализация поставленных целей невозможно без использования современных технологий и методов, к которым относится технология"Дебаты". Это свободный обмен мнениями по какому– либо вопросу, формализованный спор по определенным правилам и носит рамочный характер. Для"Дебатов"обязательным условием является наличие двух оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону в правоте своей позиции. В споре побеждает та сторона, которая более аргументировано защитит свою позицию. Целью"Дебатов"является наиболее полная всесторонняя проработка какой–либо темы, выработка критического мышления, умения отстаивать свою точку зрения. "Дебаты"учат толерантно относиться к чужому взгляду на проблему.

Критерии оценивания спора:

  • аргументированное представление точек зрения;

  • умение задавать проблемные вопросы;

  • поведение участников дебатов.

При оценивании дебатов необходимо учитывать речь учащихся:

  • соблюдение речевого этикета;

  • грамотность;

  • наполнение вокабуляром по изученной тематике;

  • фонетическое оформление.

Схема реализации данного метода:

  • определение проблемы;

  • обсуждение вопроса в группе или команде;

  • первичное выступление команд с аргументами"за";

  • обсуждение полученной информации;

  • второе выступление команд с аргументами"против";

  • принятие решений;

  • рефлексия;

  • вывод.

Таким образом, такие уроки будут мотивировать учащихся, творчески их развивать, а также будут способствовать формированию коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, что является целью обучения иностранным языком в современной школе. "Школа- это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках? если не хочешь выпустить из рук будущее", - писал А. Барбюс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!