Активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение интерактивных технологий на уроке физики.
Проблема творческой активности учащихся является одной из центральных проблем обучения наших дней. По мере развития общества и возрастания роли умственного и творческого труда в общественном прогрессе эта проблема приобретает все большее значение. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции.
Высокий научный уровень школьного курса физики, исходящий из требований современного производства к специалистам и профессиям, требует новых методов и организационных форм обучения, создающих наиболее благоприятные условия для продуктивного усвоения учащимися знаний, развития мышления, инициативы, активности и творческих способностей.
Совершенствование учебного процесса предполагает, прежде всего, повышение эффективности урока как основной формы организации учебной и воспитательной работы в школе. Современный урок должен быть развивающим и воспитывающим, активизирующим мышление учащихся.
Активизации познавательной деятельности учащихся способствует внедрение на уроках интерактивных технологий.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
пассивная, в которой ученик выступает в роли «объекта» обучения;
активная, в которой ученик выступает «субъектом» обучения;
интерактивная – inter – взаимный, act – действовать. В данном случае процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами образовательного процесса.
Интерактивные технологии – это такая организация процесса обучения, в котором невозможна пассивная роль ученика, практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, принимать совместное решение. Интерактивные технологии способствуют установлению эмоциональных контактов между ребятами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:
— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;
— метод карусели;
— лекции с проблемным изложением;
— эвристическая беседа;
— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);
— конференции;
— деловые игры;
— использование средств ИКТ;
— технология полноценного сотрудничества;
— технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);
Более подробно остановимся на использовании ИКТ.
Можно выделить такие основные формы организации учебной деятельности с применением этих средств:
создание учебных пособий (презентации Power Point);
использование интерактивной доски;
использование компьютерных моделей экспериментов.как аналога проведение демонстрационного эксперимента с использованием оборудования L-микро;
использование мультимедийных продуктов.
Неотъемлемой частью уроков физики является демонстрационный эксперимент.
Однако, многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. Например, явления микромира, электромагнитные волны, различные быстропротекающие процессы. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, т.к. не в состоянии мысленно их представить. На помощь приходит моделирование этих процессов с помощью компьютера, что всегда вызывает у учащихся интерес. Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменить условия опыта, вмешаться в ход эксперимента. Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций на уроке поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты.
Например, при изучении явления фотоэффекта с помощью данной модели есть возможность продемонстрировать это явление и при этом можно изменять условия эксперимента (рисунок 2).
Внедрение интерактивных технологии способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности учащихся.