Просмотр содержимого документа
«Ионные уравнения реакций. Условия их протекания до конца»
Приложение 3.1.
Методическая разработка урока по химии «Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца».
Тема урока: «Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца»
Класс: 8
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: технология проблемного диалога, технология сотрудничества
Форма урока: урок-исследование
Цель урока: Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента.
Задачи:
образовательные:
- продолжить формирование понятий химические реакции, уравнения химических реакций, как условная запись химических процессов.
- Закрепить умения по составлению уравнений химических реакций.
Развивающие:
- Развитие учебных умений сравнивать, выделять главное, искать информацию.- создание условий для развития коммуникативных умений: умения формулировать собственное мнение, строить рассуждение , учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве
-создание условий для формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные: - Воспитание самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке.
Оборудование: учебник Габриеляна О.С., периодическая система химических элементов , таблица растворимости, на доске таблица «З-Х-У» (знаю, хочу узнать, узнал), пробирки, растворы хлорида меди(II), хлорид бария, азотной кислоты, карбоната натрия, гидроксида калия, индикатор (фенолфталеин), мультимедийная презентация, раздаточные материалы.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап | Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелани, создаётся положительный эмоциональный фон. | |
2. Стадия вызова | Введение в тему (слайд 1,2). Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ.(слайд 3) Занесите в таблицу данные (приложение 1) Обсудите рассказы устно в парах. Обменяйтесь результатами. Подготовьте ответ. Давайте теперь вместе заполним таблицу «знаю» на доске. Попробуем систематизировать записи. Что бы мы хотели узнать? | Учащиеся самостоятельно составляют рассказ по ключевым словам на слайде. Заносят, уже имеющиеся знания в левую часть таблицы. (выполняется индивидуально) Знаю: Классы веществ Основные положения ТЭД Типы химических реакций. Выполняют задания, тренирующие отдельные учебные навыки, мыслительные операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, участвуют в обсуждении спорных вопросов. Дают ответы, устанавливают причинно-следственные связи. |
3.Стадия осмысления | Прочитайте параграф «Реакции ионного обмена», промаркируйте текст (работа индивидуальная) Применение приёма «Инсерт» (смысловая маркировка текста на полях) Выполним первичную диагностику текста. Что в тесте было знакомым? С какими новыми понятиями вы столкнулись? Для более полного понимания новой информации проведем исследование при помощи химического эксперимента. (приложение 2) Вы составили уравнения реакций в молекулярном виде. Отражает ли эта запись в истинном свете проведенную реакцию? Чем являются гидроксид калия, азотная кислота, карбонат натрия, хлорид меди(II) с точки зрения ТЭД? Напишите диссоциацию этих веществ по вашим уравнениям реакции, используя правило (приложение 3) Проверьте правильность составления молекулярных, полных ионных и сокращенных ионных уравнений реакции (слайд 4, 5, 6) | Учащиеся работают индивидуально, отмечают какие из имеющихся знаний оказались «+», какие «-»? Обсуждают в группах новую информацию? Учащиеся проводят эксперимент, записывают в тетради наблюдения. (образование воды, выпадение осадка, выделение газа). Составляют уравнения реакций. Учащиеся дают ответ, что все эти вещества электролиты, а значит в водном растворе распадаются на ионы. Учащиеся по правилу составляют полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций. Проверяют составление реакций в парах. |
4.Итоги урока и рефлексия | Вместе с учениками подводит итоги урока, побуждает детей к самоанализу деятельности и ее результатов, выявляет уровень осознания учащимися содержания пройденного. -Какие знания необходимы для определения условий протекания ионных реакций ? Предлагается карточка, в которой надо закончить уравнения реакций и определить условия протекания рекций до конца (приложение 4) | Обобщают, делают выводы, заполняют таблицу в графе узнал, анализируют свою деятельность на уроке, содержание учебного материала, эмоциональное состояние во время работы. |
8. Домашнее задание по выбору. | составить Синквейн (ассоциативная игра, направленная на закрепление материала – 5 строк) | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Знаю | Хочу знать | Узнал |
классы веществ основные положения ТЭД типы химических реакций. | | Образование малодиссоциирующего соединения (в нашем случае воды) Выпадение осадка Выделение газа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лабораторная работа
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Цель: Исследовать «Реакции обмена между растворами электролитов». «Условия их протекания до конца».
Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой
Опыт 1. В пробирку налейте гидроксида калия, добавьте к нему несколько капель фенолфталеина, а затем прилейте азотную кислоту.
Что наблюдали? Сделайте вывод. Составьте уравнение реакции.
Опыт 2. В пробирку положите прилейте немного раствора гидроксида меди(II) и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида калия.
Что наблюдали? Сделайте вывод. Составьте уравнение реакции.
Опыт 1. В пробирку налейте карбоната натрия, затем прилейте азотную кислоту.
Что наблюдали? Сделайте вывод. Составьте уравнение реакции
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Правила составления уравнений реакций в ионном виде
Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.
Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ, обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.
Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде.
Получают полное ионное уравнение.
Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задание для закрепления
Составьте молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций. Определите условие их протекания до конца.
Fe(NO3)2 + NaOH→
Ba(OH)2 + HCI →
Na2S + H2SO4→