Просмотр содержимого документа
«Искусство 17 века. Рококо.»
Общая картина
В XVIII веке западноевропейское искусство становится главным объектом острых дискуссий , точкой столкновения различных мировоззрений. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт НЕ постепенной сменяемости, а одновременного существования барокко, классицизма, рококо и сентиментализма.
Барокко, почти окончательно изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму. Но истинным наследником барокко стал не классицизм, а другой стиль - рококо.
Рококо
В 20-е годы XVIII века во Франции сложился новый стиль искусства - рококо (от фр. rocaille – «раковина»).
Характерную черта этого стиля - пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины.
Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х годов, но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия . Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции .
Отражавшие идеалы и настроения высших слоев французского общества , оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков.
Рококо
Главная цель искусства рококо совершенно гедонистическая - доставлять чувственное нас лаждение. Искусство должно было нравится, трогать и развлекать, превращая жизнь в утонченный маскарад и "сады любви". Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства.
Жан Оноре Фрагонар «Качели» (1766 г.)
Характерные черты рококо
- Грациозность и легкость , импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике .
- Затейливость , декоративная утонченность: орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. П
- Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота .
- Культ прекрасной наготы , восходящей к античной традиции, изощренная чувственность , эротичность.
- Культ малых форм , камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам (" прелестным безделицам "), наполняющим быт галантного человека "галантного века". Эстетика нюансов и намеков , интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда.
Интерьер в стиле «позднего» Людовика XV —музей Ниссим-де-Камондо)
Франсуа Буше «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» (1757)
Базилика Фирценхайлиген (Бавария)
«Амур» Фальконе