Тема урока: Искусство Древнего Египта |
Тип урока: Комбинированный. Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия |
Дата урока:23.11.16. |
Образовательные ресурсы: 1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего Мира.5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений 2.Презентации и мультивидео. 3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009 4.Рабочая тетрадь № 1. 5. Учебные картины: «Храмовое хозяйство в Древнем Египте», «Пирамиды в Египте», «Правила изображения человека на плоскости в древнеегипетском искусстве». Карта «Древний Египет» |
Цели урока: Способствовать ознакомлению учащихся со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта, ролью пирамид в системе мировосприятия древнего египтянина; Создать условия для рассмотрения устройства древнеегипетских храмов как величайших памятников мировой архитектуры, определение правил, которые должны были соблюдать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, вельмож; Содействовать раскрытию мысли о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры |
Задачи: - обучающие: получить знания о древнеегипетской культуре; -развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. -воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах. |
Формы и методы обучения: Методы: объяснительно – иллюстративный. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах. |
Основные термины и понятия: храм, статуи, жрецы, Ра, Амон-Ра, Тот, Бастет, Геб, Нут, Сет, Гор, Анубис, Геродот, Маат, Тутанхамон, мумия, саркофаг, скульптура, архитектура, колонны, обелиски, пирамиды, сфинкс, чудеса света, искусство. |
Планируемые образовательные результаты: Предметные: Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Сформировать представления о религии и искусстве Египта. |
Личностные: Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность. |
Метапредметные: Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью. |
Основное содержание темы: Предназначение пирамид Древнего Египта. Постройка пирамиды Хеопса (около 2600 г. до н. э.). Сфинкс. Способы строительства пирамид. История открытия гробницы Тутанхамона. Особенности похоронного обряда. Устройство древнеегипетских храмов. Пирамида, гробница, саркофаг, чудеса света, обелиск, колонна, архитектура, скульптура |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | | |
Проверка домашнего задания | Историю какой страны мы изучаем? 1. Устный диктант 1. Дельта – это ___________________. 2 ___________ - это высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма. 3. Фараон – это ____________. _________ приспособление для полива полей в Древнем Египте. _______ мастер, изготовлявший предметы быта из глины дерева, металла. 6. ___________ островок зелени в пустыне 7. _________ обязательный платеж в пользу государства. Ответы к первому заданию: 1 — место, где река делилась на несколько рукавов; 2 — папирус; 3 — повелитель всего Египта; 4 —шадуф; 5- ремесленник; 6-оазис; 8 — налог. Назовите тему предыдущего урока 2.Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут? 3. Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком 4.Игра «Угадай Бога» (презентация.) Индивидуальный рассказ по рисунку учебника «Суд Осириса» (стр.55.) 6.Тест. Что называется религией? а) вера в сверхъестественные существа, духов, богов б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других в) вера в силы природы Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта? а) Осирис б) Амон-Ра в) Сет Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб: а) Осирис б) Амон-Ра в) Тутанхамон С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса? а) с засухой б) с разливом Нила в) с землетрясением «Жилище» для богов в Древнем Египте: а) саркофаг б) пирамида в) храм Самый главный, могущественный бог Древнего Египта: а) бог Земли б) бог «царства мертвых» в) бог Солнца Служители богов в Древнем Египте: а) фараоны б) жрецы в) вельможи Кого, по представлениям древних египтян, Осирис пропускал в «царство мертвых»? а) только фараонов б) только жрецов в) всех, кто при жизни творил добро 7. Самооценка знания темы «Религия Древнего Египта» в оценочном листе. 8.Физкульт минутка. Встали дружно, потянулись Богу солнца улыбнулись! Богу ГЕБУ наш поклон Многократным будет он. Руки вверх к богине НУТ Пусть немножко отдохнут. Тело наше сделай круг Повтори АМОНА путь Готовы из знаний Плести сотни сот Поможет нам в этом Бог мудрости ТОТ. | Диалог, беседа с учащимися. Работа с настенной картой Диалог с учащимися Работа с презентацией Рассказ ученика Работа в парах. Рефлексия. Ключи к тесту: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — б, 5 — в, 6 — в, 7 — б, 8 — в. Минутки отдыха | Индивидуальная Фронтальная фронтальная фронтально индивидуально индивидуально Групповая | РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу КУД: Диалог учителя и ученика ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу Обмениваются полученной информацией ЛУД: Рассуждение учеников РУД: демонстрация знаний по пройденному материалу ПУД: демонстрация знаний ПУД: демонстрация знаний ПУД: демонстрация знаний |
Объявление темы урока | Сколько чудес света существует? Какие чудеса света вы знаете? К каким историческим источникам они относятся? Как можно назвать это по другому? (АРХИТЕКТУРА) Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сообщение темы: Искусство Древнего Египта. | Диалог с учащимися Запись в тетради | Фронтальная | ЛУД: Рассуждение учеников ПУД: Обмениваются полученной информацией РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока |
Изучение нового материала | Организует работу со словарными словами: Архитектура Скульптура Сфинкс Обелиск Мумия Гробница Храм Организует работу по группам с текстом учебника (§ 11), картинами, иллюстрациями; подготовку «экскурсоводов», которые выступят перед другими группами с сообщениями о достопримечательностях Древнего Египта. Знакомит с понятиями «скульптура», «архитектура». 1.Пирамиды «Пирамиды и Храмы» вопросы для алгоритма ответа. 1.Найти в легенде карты обозначения пирамид 2.С какими целями сооружались огромные пирамиды? 3. Из чего строили пирамиды? 4. Почему говорят, что Хеопс вверг страну в пучину бедствий? Как поднимали камни для строительства пирамиды? Кто строил пирамиды? Храмы.Презентация Вопросы: Для чего строили храмы в Египте? Чем украшается храмы? Как поднимали камни для строительства храма? Кто строил храмы? Тутанхомон Презентация 2 «Живопись и скульптура» Работа с текстом учебника Вигасина п. 4, § 11. | Записывают в тетрадь Экскурсия Ответы учащихся Показывают на карте местонахождение пирамид. Описывают предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывают суждения об их художественных достоинствах Ответы учащихся Запись в тетради. Работа с текстом учебника (стр. 60) Найти определение в учебнике. Запись в тетрадях. Скульптура-создание каменных статуй. | Групповая Индивидуальная | РУД: Формулируют вывод; Обобщают и формулирую понятия КУД: совместная деятельность ПУД: Работают с текстом учебника Узнают интересные факты о том как Древний человек Обмениваются полученной информацией Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); Исследовательские действия (поиск информации) ЛУД: Рассуждение учеников КУД - совместные действия |
Первичное осмысление и закрепление | 1. Беседа с учащимися. — Что же мы выяснили на этом уроке? Что такое искусство? | Ответ ученика: Выяснили, что египтяне внесли большой вклад в развитие культуры народов мира. Ответ ученика Искусство – 1)творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах . 2)умение, мастерство, знание дела. | Групповая | ЛУД: Рассуждение учеников РУД: Выявление причинно-следственных связей; Формулируют ответ, применяя полученные знания. |
Итоги урока. Рефлексия | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Оценивают работу на уроке всего класса. | | ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса |
Домашнее задание | Параграф 11, слова стр. 61. Задание оранжевое(составить рассказ 1,2), скульптуры | Записывают домашнее задание в дневник. | | |