СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Древнего Египта

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектура, скульптура, фрески в гробницах Древнего Египта

Просмотр содержимого документа
«Искусство Древнего Египта»

Древний Египет  

Древний Египет  — одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н. э. 

1.Додинастический период

2.Династический период

3.Раннее царство

4.Древнее царство

5.Среднее царство

6.Новое царство

7.Позднее царство

8.Персидский период

9.Эллинистический период

Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.

Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре , фараона III династии . Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н.) 

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе . Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов

Хеопса (Хуфу )- высота 147 м.,

Хефрена (Хафра ) сына Хеопса – 143,5 м.

Микерина ( Менкаура )сын Хефрена – 70 м., сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны , которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

Скульптура Древнего Египта  Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была  связана с культом мертвых . Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Статуя фараона Хефрена. XXVII в. до н.э Статуи Рахотепа и Нофрет Триада Микерина Сфинкс Сенусерта 3 Статуя вельможи Каапера (Сельский староста) . Сер. III тыс. до н.э. Статуя писца Каи . Сер. III тыс. до н.э.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых . Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.

Статуя фараона Хефрена.

XXVII в. до н.э

Статуи Рахотепа и Нофрет

Триада Микерина

Сфинкс Сенусерта 3

Статуя вельможи Каапера

(Сельский староста) . Сер. III тыс. до н.э.

Статуя писца Каи . Сер. III тыс. до н.э.

Среднее царство  — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н.  э. (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

на которую припадает правление манефоновских XII—XIII династий фараонов . В XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Время относительно слабой централизации Египетского государства.

Архитектура Среднего царства

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма. Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов . Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен. Новый тип погребальной архитектуры — скальная гробница.

Рельеф из поминального храма Ментухотепа 2

Фрагмент стены гробницы Хнумхотепа 2: охота

Сцена охоты фараона. Гробница Хнумхотепа. Скульптура Гробница Хоремхеба: погребальная камера с саркофагом  Статуя Сахура с богом нома Коптоса Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи

Сцена охоты фараона. Гробница Хнумхотепа.

Скульптура

Гробница Хоремхеба: погребальная камера с саркофагом 

Статуя Сахура с богом нома Коптоса

Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи

Новое царство  ( XVII в. — XI в. до н. э.)

— известный наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского «мирового» государства, приходящийся на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов — XVIII, XIX и XX.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона , в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона ( его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу близ деревушки Амарн ) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей , к их душевным состояниям . В произведениях амарского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Рельеф Аменхотепа III Колосальные статуи Аменхотепа  (т. н. Колоссы Меммнона) Колоссальная статуя Аменхотепа III с  его женой царицей Тейе и их дочерью Хенаттэнеб Бюст Аменемхета 3 Фараон Аменемхет 3

Рельеф Аменхотепа III

Колосальные статуи Аменхотепа

(т. н. Колоссы Меммнона)

Колоссальная статуя Аменхотепа III с

его женой царицей Тейе и их дочерью Хенаттэнеб

Бюст Аменемхета 3

Фараон Аменемхет 3

 Архитектура Нового царства Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы. Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Ворота Луксоркского храма Храм Амона 5-18вв до н.э. Гипостильный зал. Карнак. Аллея сфинксов.15-18вв до н.э.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Ворота Луксоркского храма

Храм Амона 5-18вв до н.э.

Гипостильный зал. Карнак.

Аллея сфинксов.15-18вв до н.э.

АМЕНХОТЕП III Статуя царицы с сыном Царица Нефертити Кресло царевны Сит-Амон

АМЕНХОТЕП III

Статуя царицы с сыном

Царица Нефертити

Кресло царевны Сит-Амон

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Заупокойный храм царицы Хатшепсут.

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут.

Вход в гробницу египетского фараона Тутанхамона  (правил ок. 1351–1342 до н.э.) в Долине Царей близ Фив. Гробница Тутанхамона: погребальная камера с саркофагом Гробница Тутанхамона.  Внутренний саркофаг Фрагмент спинки трона Тутанхамона

Вход в гробницу египетского фараона Тутанхамона

(правил ок. 1351–1342 до н.э.) в Долине Царей близ Фив.

Гробница Тутанхамона:

погребальная камера с саркофагом

Гробница Тутанхамона.

Внутренний саркофаг

Фрагмент спинки трона Тутанхамона

Гробница Тутанхамона: крышки каноп ларец для благовоний Гробница Тутанхамона: серьги ваза для благовоний пектораль с крылатым скарабеем

Гробница Тутанхамона: крышки каноп

ларец для благовоний

Гробница Тутанхамона:

серьги

ваза для благовоний

пектораль с крылатым скарабеем

Модель ладьи Скульптурная модель египетского воинского отряда Амулеты

Модель ладьи

Скульптурная модель египетского воинского отряда

Амулеты

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II , правитель Египта в 13в., в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого . Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари. Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей». Фасад храма Рамсеса II

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II , правитель Египта в 13в., в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого . Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари. Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».

Фасад храма Рамсеса II

Храм царицы Нефертари Гробница Нефертари, вестибюль

Храм царицы Нефертари

Гробница Нефертари, вестибюль

Позднее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период временного восстановления независимости Египта и могущества государства, окончившийся завоеванием страны Персидской империей. В целом Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжелых войн и иноземных вторжений, в результате которых к 332 году до н. э. Древний Египет был завоеван Александром Македонским, основавшим в дельте Нила новый город — Александрию.

Персидский период в истории Древнего Египта  — эпоха, когда страна находилась в составе Персидской империи с 525 г до н. э. по 331 г. до н. э. вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. Эту эпоху персидского владычества также называют периодом Ахменидов (XXVII династией считаются Ахемениды, хотя, кроме этого, с 404 по 343 год до н. э. существовали эфемерные XXVIII — XXX династии). Иногда Персидский период не включается в историю Древнего Египта.

Эллинистический Египет , иначе Египет Птолемеев (332 до н.э. — 30 до н.э.) — эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н.э. Столицей Эллинистического Египта стал основанный им же город Александрия (Египетская) в дельте Нила, бывший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от Древнего Египта, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.

Литература Древнего Египта

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом

Голова статуэтки царицы Тии

«Книга Мертвых» Хунефера, глава 125

Боги Древнего Египта Осирис Исида и Гор  бог Хор( Гор) в образе сокола Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

Боги Древнего Египта

Осирис

Исида и Гор

бог Хор( Гор) в образе сокола

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

Театр Древнего Египта В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны. Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса. Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком. Хор(Гор) Осирис Исида Сет

Театр Древнего Египта

В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.

Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Хор(Гор)

Осирис

Исида

Сет