Древний Египет
Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н. э.
1.Додинастический период
2.Династический период
3.Раннее царство
4.Древнее царство
5.Среднее царство
6.Новое царство
7.Позднее царство
8.Персидский период
9.Эллинистический период
Архитектура Древнего царства
Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.
Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре , фараона III династии . Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.
Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н.)
В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.
Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе . Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов
Хеопса (Хуфу )- высота 147 м.,
Хефрена (Хафра ) сына Хеопса – 143,5 м.
Микерина ( Менкаура )сын Хефрена – 70 м., сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.
Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.
В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны , которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.
Скульптура Древнего Египта
Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых . Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.
Статуя фараона Хефрена.
XXVII в. до н.э
Статуи Рахотепа и Нофрет
Триада Микерина
Сфинкс Сенусерта 3
Статуя вельможи Каапера
(Сельский староста) . Сер. III тыс. до н.э.
Статуя писца Каи . Сер. III тыс. до н.э.
Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э. (XXI в. — XVIII в. до н. э.)
на которую припадает правление манефоновских XII—XIII династий фараонов . В XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Время относительно слабой централизации Египетского государства.
Архитектура Среднего царства
В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма. Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.
Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)
Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов . Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен. Новый тип погребальной архитектуры — скальная гробница.
Рельеф из поминального храма Ментухотепа 2
Фрагмент стены гробницы Хнумхотепа 2: охота
Сцена охоты фараона. Гробница Хнумхотепа.
Скульптура
Гробница Хоремхеба: погребальная камера с саркофагом
Статуя Сахура с богом нома Коптоса
Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи
Новое царство ( XVII в. — XI в. до н. э.)
— известный наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского «мирового» государства, приходящийся на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов — XVIII, XIX и XX.
Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона , в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона ( его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу близ деревушки Амарн ) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей , к их душевным состояниям . В произведениях амарского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.
Рельеф Аменхотепа III
Колосальные статуи Аменхотепа
(т. н. Колоссы Меммнона)
Колоссальная статуя Аменхотепа III с
его женой царицей Тейе и их дочерью Хенаттэнеб
Бюст Аменемхета 3
Фараон Аменемхет 3
Архитектура Нового царства
Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.
Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.
Ворота Луксоркского храма
Храм Амона 5-18вв до н.э.
Гипостильный зал. Карнак.
Аллея сфинксов.15-18вв до н.э.
АМЕНХОТЕП III
Статуя царицы с сыном
Царица Нефертити
Кресло царевны Сит-Амон
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут.
Вход в гробницу египетского фараона Тутанхамона
(правил ок. 1351–1342 до н.э.) в Долине Царей близ Фив.
Гробница Тутанхамона:
погребальная камера с саркофагом
Гробница Тутанхамона.
Внутренний саркофаг
Фрагмент спинки трона Тутанхамона
Гробница Тутанхамона: крышки каноп
ларец для благовоний
Гробница Тутанхамона:
серьги
ваза для благовоний
пектораль с крылатым скарабеем
Модель ладьи
Скульптурная модель египетского воинского отряда
Амулеты
Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II , правитель Египта в 13в., в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого . Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари. Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».
Фасад храма Рамсеса II
Храм царицы Нефертари
Гробница Нефертари, вестибюль
Позднее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период временного восстановления независимости Египта и могущества государства, окончившийся завоеванием страны Персидской империей. В целом Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжелых войн и иноземных вторжений, в результате которых к 332 году до н. э. Древний Египет был завоеван Александром Македонским, основавшим в дельте Нила новый город — Александрию.
Персидский период в истории Древнего Египта — эпоха, когда страна находилась в составе Персидской империи с 525 г до н. э. по 331 г. до н. э. вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. Эту эпоху персидского владычества также называют периодом Ахменидов (XXVII династией считаются Ахемениды, хотя, кроме этого, с 404 по 343 год до н. э. существовали эфемерные XXVIII — XXX династии). Иногда Персидский период не включается в историю Древнего Египта.
Эллинистический Египет , иначе Египет Птолемеев (332 до н.э. — 30 до н.э.) — эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н.э. Столицей Эллинистического Египта стал основанный им же город Александрия (Египетская) в дельте Нила, бывший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от Древнего Египта, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.
Литература Древнего Египта
Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.
Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом
Голова статуэтки царицы Тии
«Книга Мертвых» Хунефера, глава 125
Боги Древнего Египта
Осирис
Исида и Гор
бог Хор( Гор) в образе сокола
Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.
Театр Древнего Египта
В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны.
Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.
Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.
Хор(Гор)
Осирис
Исида
Сет