Просмотр содержимого документа
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.»
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
( урок- презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского)
Цель: ознакомить учащихся с искусством Гжели.
Задачи:
сформировать навыки составления декоративной композиции открытым мазком без предварительного рисунка;
развивать художественный вкус;
воспитывать интерес к народным промыслам.
Формирование новых знаний
История возникновения промысла
- Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
Вслушайтесь в слово «гжель» - и вы уловите в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать».
- Гжель не всегда была сине- белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. Это майолика. Её делают и сейчас.
- Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой эмали наносят рисунок. Используют только жёлтую , зелёную , коричневую и синюю краски.
Это интересно
- У старинного майоликового кумгана ( кувшина) одна горловина и три носика.
- На ярмарке, где каждый показывал своё изделие, мастер заранее в нижнюю часть сосуда наливал квас. А затем при всём честном народе через горловину вливал воду. Каждый хотел испить ключевой водицы из такого затейливого сосуда. Каково же было удивление народа, когда вместо воды в их кружках оказывался квас!
Все пытались разгадать секрет такого превращения воды.
- Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс.
- Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху
покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
- Кроме посуды мастера Гжели создают забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.
Современные образцы Гжели
Рыба- кит автор Л. Азарова
Квасник автор Л. Азарова
Основные элементы гжельской росписи
Основные элементы гжельской росписи
Приёмы росписи
- «Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда.
- Гжельские мастера используют различные виды линий: прямые, волнистые, спиралевидные, округлые.
- «Растяжка»
Практическая работа
- Роспись силуэтов посуды под Гжель
- Экспресс –выставка работ.
- Обсуждение и оценивание работ.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Список используемых источников
Литература
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 кл. Под ред. Б.М.Неменского- М.: изд. «Просвещение», 2006г.
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология. Художественный труд. Учебник для 3 кл.
Под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М,: изд. «Просвещение», 2007г.
- Книжка-раскраска «Гжель».-М.: изд. «Околица», 1997г.