СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие Гжели."

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с  росписью Гжельской керамики, истоками и современным развитием промысла

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие Гжели."»

Тема: Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие Гжели.

Дата: ________________________________________

Класс: 5

Цель:

познавательная: познакомить учащихся с росписью Гжельской керамики, истоками и современным развитием промысла;

развивающая: развитие творческой активности и способностей, умений и навыков работы в свободной кистевой росписи;

воспитательная: воспитание нравственно-эстетического отношения к культуре своей Родины, интереса к истории промысла, понимание традиций, умение видеть красивое обыденном.


Оборудование, литературный и звуковой ряд: Гжельская керамика, папка с иллюстративным материалом «Гжельская роспись и ее элементы», плакат, педагогический рисунок и стихи.


План-конспект.


1. Организационный момент (2-3 мин):

приветствие;

проверить наличие принадлежностей для росписи;

напоминание правил техники безопасности


2.Объяснение новой темы: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.


Беседа: Истоки и современное развитие гжельского промысла. О слиянии промысла с художественной промышленностью. История и культурное наследие.

Гжель- это известный центр гжельской художественной керамики, который находится

км. В 60 от Москвы. Он собрал около себя 27 близлежащих деревень, где издавна

занимались изготовлением глиняной посуды.

Значение слова «Гжель» - жечь, обжигать.

Край Гжельский издавна был необыкновенно богат прекрасными гончарными глинами. Отличная глина, обилие лесов и речек- все это благоприятные условия для развития промысла.

Объяснение понятий:

Керамика-глиняная посуда. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит-глина.

Майолика- глиняная посуда, изготовленная из красной глины, расписывалась разноцвет- ными красками по белому (желтой, зеленой, синей,коричневой) .

Фаянсовая посуда — из белой глины.

Фарфор- тонкий, звучащий-делают из необыкновенно белой глины.

Разнообразие и скульптурность посудных форм: слитное единство формы и декора.

Стихотворение «Гжель» зачитывается учащимися с остановками на исторические данные.

Гжель . Мы знаем ее как роспись.

На белом фоне холодная синь цветка . Учащиеся ищут в учебнике-когда начи-

А в старину была майолика. нался промысел , просмотр работ.

Из красной глины лепили изделия,

И роспись тогда разноцветной была .

(использзовали желтую, зеленую, синюю,коричневую краски по белому фону

Но также рисуют в других заводах,

А надо; чтоб марка своею была.

Зима длинна на Российских просторах.

Морозным рисунком стекло обвив,

Теперь фарфор и фаянс в изделиях

(Изделия делают из белой глины)

Покроет синий холодныймотив.

Напомнит он лето, цветы полевые,

И птицы порхают над этим цветком.

А чаще роза, она изысканней,

Украсит посуду или свисток.

Витые цветы в обрамлении листьев

Похожи на солнце в узоре порой.

И как хоровод веселый девичий

Под небом Российским плывет над рекой.

Кись крепкой рукою художник берет

И четкий мазок на глину кладет.

Стараются все : от деда до внука

Манеру письма сохранить свою,

Чтоб покупатель, взявший изделие в руку,

По росписи четкой узнал семью.

Красивы игрушки , посуда прекрасна

Выходят из рук золотых мастеров.

В музеях мира и в доме на полке

Есть место издельям гжельских творцов.


Гжельский фарфор с нарядной синей росписью по белому фону и разноцветную майо-

лику хорошо знают не только в России, но и в других странах.


Просмотр плаката и педагогического рисунка. (Разбор элементов, форм сосудов , единство.

формы и росписи). Техника выполнения росписи (упражнения,элементы, мазок) .

Элементы росписи: розаны, астра, гвоздика,злаки,листья,травка и др,

Объяснение особенностей Гжельской росписи: сочетание синего и белого; игра тонов;тоновые контрасты; виртуальный круговой мазок с растяжкой, дополненный изяной линией

Просмотр иллюстративного материала и работа с учебником.

Объяснение манеры росписи (Выполнение и показ педагогического рисунка в технике свободного письма).

Композиция: центральная и угловая


  1. Постановка задачи для учащихся: Выполнить гжельскую роспись на тарелочке или часах.

4. Практическая работа учащихся.(Закрепление теории на практике).

Индивидуальная помощь учащимся: корректировка выполнения композиции и техники письма, физкультминутка.

5.Анализ работ с просмотром выставки.

Из поколения в поколение совершенствовались и передавались по наследству лучшие приемы и методы работы. Слияние художественного народного промысла с современной художественной промышленностью дало толчек для появления новых творческих работ.

Современные художники стремятся понять и прочувствовать накопленный веками опыт, чтобы найти свой творческий путь.

  1. Рефлексия.Узнать,понравился ли детям урок? Понравилось ли им заниьаться свободной росписью? Что вызвало затруднения в практической работе?


7. Заключительная часть урока.

Д/задание Принести принадлежности для росписи.

Кн