СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Гжели

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с народным промыслом Гжель, история развития, назначение, мотивы и элементы живописи

Просмотр содержимого документа
«Искусство Гжели»

тема: « Искусство Гжели»

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

комбинированный урок

Технология построения урока

проблемно-диалогическая, поисковая

Тема урока

Гжель. Истоки и современное развитие промысла

Цель урока

1) Познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.

2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

3) прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.

Основные термины, понятия

Гжельская керамика, гжельская майолика, мазок, растительный орнамент

Планируемый результат





Личностные

Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

целостное мировоззрение

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности





Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на урокеработать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).





Предметные

Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды с роспиью

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;

осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Работа в группах

Индивидуальная работа

Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская

Образцы посуды с гжельской роспиью, таблицы, альбом, краски.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения



Организация на урок





Проверка ранее изученного.





























Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности









.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цели:

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.







Выявление места и причины затруднения

Цели:

выявить

место затруднения



Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.



Открытие новых знаний

Цели:

- организовать усвоение учащимися нового

способа действия с прогова





Вкючение в систему знаний и повторений.

Цели:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.



Самостоятельная работа.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку







Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- Зафиксировать новое содержание урока;

- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.



Ребята, а давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.

1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.

- Родина Каргопольской игрушки----(Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).

- Родина Филимоновской игрушки----(Тульская обл., д. Филимоново)

- Родина Дымковской игрушки—( Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров)

- Профессия изготовления игрушек-----( игр. Дел мастер, игрушечник).

2) Из предложенных вариантов ответов выберите 2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:

А) для забавы В) для продажи

Б) в качестве оберегов Г) для проведения обрядов

Д) для украшения интерьера дома

.

Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.

И сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование.

Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно--- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

- как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).

- Итак ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.

А раз у нас урок – исследование, то как вы думаете что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (таблица), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные.

Вступительное слово учителя: вы знаете , что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?

Ребята, вы откройте свои таблицы , внимательно слушайте и заполняйте их.

(Сообщение - выступление ученицы)

Проверка гипотезы

Подготовка к творческой работе.

Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________. А теперь посмотрите на 2 гипотезу.

Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним.

Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют).

-- Мастера расписывая изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти

3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)

Практическая часть.

(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.

Дети выбирают шаблон по желанию)

А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы.

Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?

Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да, мы поняли что изделия гжели украшают наши дома. (Слайд).

Оценивание работ. Анализ работ.

Закрепление изученного (проверка заполнения таблицы)

- С каким промыслом познакомились?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?

Чему вы научились? (доказывать, исследовать)

Домашнее задание:

подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)

найдите загадки, поговорки о народных промыслах.

Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые.

Рефлексия. Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим результат нашего урока - эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока.

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Отвечают на вопросы





























Отвечают на вопрос























Выходят к доске, повторяют холодные цвета, выбирают необходимые карточки, сотавляют слово «Гжель»



















Осознанно слушают
















Слушают и выполняют задания;

















Формулируют

задачи, которые предстоит решить на уроке









Осознанно слушают







Под руководством учителя выявляют место затруднения



















Участие в беседе









Ученики выбирают или придумывают мотив рисунка, который будет выполен в стиле гжельской росписи










Отвечают на вопросы

ЛУУД:

действие смыслообразования.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места





КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли























РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)

ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)





















































Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.







Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников









Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

Уметь слушать и слышать (КУУД)

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)

Умение владеть монологической формой речи (КУУД)

Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)



























Поиск и выделение необходимой информации

(ПУУД)

Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд)

Смысловое чтение

(ПУУД. Общеучебные ууд)

Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать











Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

(РУУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)











СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Фамилия, имя, отчество педагога


Панкратова Ольга Александровна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

МОУ «СОШ п. Коминтерн», Энгельсский район район, Саратовская область

Тема занятия


«Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла»

 

Возраст обучающихся


11-12 лет (5 класс)


Тип урока


Комбинированный


Вид урока

Урок-сообщение, изучение.


Форма урока

Индивидуальная деятельность


Цель урока:

Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

  • Образовательный аспект. Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи.

  • Воспитательный аспект. Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей Родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего пространства мира

  • Развивающий аспект. Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.


Планируемые результаты


Предметные

– базовый уровень: умение видеть форму изделия. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики;
– повышенный уровень: умение творчески сотрудничать со сверстниками.

Метапредментые результаты – познавательные:

личностные:

Сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю.

Осознание принадлежности к культуре России.

Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью.

Формирование позитивной самооценки.

Развитие учебной мотивации.

Формирование образа мира, как единого целого.

Развитие эстетических чувств, основных моральных норм.

коммуникативные:
Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. 
Устанавливать причинно следственные связи

регулятивные:
Давать определение изученных понятий: керамика, майолика, фаянс, фарфор, капелька, мазковая роспись.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Уметь последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий).
Осознавать связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*


Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер, видеопроектор.


Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)


Учителю: Оригинальные образцы гжельских изделий, выполненные руками мастеров промысла, работы обучающихся по мотивам гжельской керамики, цветные иллюстрации с изображением гжельской посуды и изделий игрушек, таблицы с элементами узоров росписи.


Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением гжельских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров гжельской росписи, раздаточный материал, гуашевые краски, кисти, палитры, стаканчики и салфетки.


УМК (литературный ряд)

УМК (литературный ряд): Сборник “Народные художественные промыслы России”, стихи о гжели.


УМК (музыкальный ряд)

Учебный методический комплекс (музыкальный ряд): Русские народные мелодии, как фон урока.


УМК (видеоряд)

Учебный методический комплекс (видеоряд): Мультимедийная презентация о промысле “Гжель”. Видео: «Мастер-касс»




Образовательные ресурсы.

Сайт school-collektion.edu.ru

Сайт art-gzhel

Сайт openclass.ru

Cайт «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»

УМК «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2013 г.);