СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство и речь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обыденным, бытовым языком говорить об искусстве нельзя. Оно призвано влиять на лучшие качества человеческой натуры, является средством познания, заставляет его обращаться к собственным переживаниям, учит видеть прекрасное, сопереживать, побуждает к творчеству. Консультация может быть полезна учителям-логопедам и воспитателям ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Искусство и речь»

Обыденным, бытовым языком говорить об искусстве нельзя. Оно призвано влиять на лучшие качества человеческой натуры, является средством познания, заставляет его обращаться к собственным переживаниям, учит видеть прекрасное, сопереживать, побуждает к творчеству. Консультация может быть полезна учителям-логопедам и воспитателям ДОУ.


Консультация для воспитателей« Искусство и речь».


«Прежде чем приступить к ответственному делу

развития речи своих воспитанников, следует позабо-

титься о развитии и упорядочении своей речи.»

Е.И.Тихеева.

Речь – одно из основополагающих качеств, отличающее человека от живот­ного, продукт и инструмент развития его психических процессов, мышления, ин­теллекта и интереснейшее явление человеческой цивилизации. На Земле, по под­счетам ученых- языковедов, свыше 2500 языков, но подавляющее большинство населения планеты говорит только на 13.

Быстрый темп современной жизни, нехватка времени, поведенческие и про­фессиональные речевые клише, заставляют нас, к сожалению, упрощать наши языковые возможности в общении. К примеру, молодежный сленг – это одна из попыток до максимума упростить общение людей друг с другом (ведь одно слово может означать несколько понятий), своеобразная мода и для пользователя отли­чительный знак принадлежности к определенной социально–возрастной группе. Играет свою негативную роль и интегрирование (взаимопроникновение) языков, когда иностранные слова и понятия вытесняют аналогичные из родного языка.


Все это отражается на качестве языкового общения людей, в том числе и детей с родителями. Под качественным общением понимается общение, доста­точное по объему языкового материала на каждой возрастной ступени и побуж­дающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей. Дома дети воспитываются в условиях стихийной речевой среды. Поэтому в детском саду требуется создание специальной речевой развивающей среды , т.е. среды, имеющей высокий развивающий потенциал (речь педагогов как образец, специ­альные сведения о языке, произведения литературного творчества, общение с произведениями разных видов искусств ). Особенно ценны для развития речи специально организованные занятия, в том числе и по изодеятельности по озна­комлению с произведениями искусства.


Обыденным, бытовым языком говорить об искусстве нельзя. Оно призвано влиять на лучшие качества человеческой натуры, является средством познания, заставляет его обращаться к собственным переживаниям, учит видеть прекрасное, сопереживать, побуждает к творчеству. Человек только в том случае наслажда­ется искусством (и вообще прекрасным), если он художественно образован и под­готовлен. (Результат художественно-эстетической запущенности в педагогике – подростковый вандализм). В процессе приобщения к искусству ребенок учится воспринимать и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для воплоще­ния собственного видения этого образа в разных видах деятельности, в т.ч. и ре­чевой.

Задача педагога – умело внести произведение искусства и четко очертить круг задач, которые он хочет решить: эстетических, воспитательных и обяза­тельно речевых (знакомство с новыми словами, выражениями, оборотами речи, развитие образной речи в процессе словесного творчества при составлении рас­сказа). (Примерное количество новых слов, которые ребенок может усвоить за неделю: 3 г/ж –5; 4г/ж –10; 5 г/ж –15; 6 г/ж –20; 7 г/ж –30.).


Основные принципы ознакомления с произведением искусства:


  • доступность для понимания детьми данного возраста (по жанру);

  • правильный выбор места для размещения и правильное оформление;

  • возможность для детей самостоятельного знакомства с произведением (внесение картины загодя);

  • правильно организованное начало занятия (для концентрации внимания и создания соответствующего настроения);

  • заданные в определенной последовательности вопросы к детям :

Что это такое? К какому жанру относится картина? Знаешь ли ты, кто написал эту картину? Что художник нарисовал? Что художник хотел нам рассказать? Почему ты так думаешь? Какие краски он использовал? Почему именно эти? Какое на­строение было у художника, когда он рисовал картину? Почему ты так думаешь?

Как ты думаешь, какой человек этот художник? Как бы ты назвал картину?

Какие тебе нравятся картины? Почему? Если бы ты был художником, что бы ты нарисовал? Почему?

  • детальное рассматривание картины ( 1 план, 2 план, общая композиция);

  • рассказ воспитателя по картине с использованием доступных пониманию детей речевых средств художественной выразительности;

  • составление рассказа по картине.

Составляя рассказ по картине, педагог должен выдерживать его структуру (начало, середина, конец), правильно строить и разумно сочетать простые пред­ложения и сложные синтаксические конструкции, использовать разнообразную лексику (средства художественной выразительности).

  • Рисование.


К речевым средствам художественной выразительности относятся:


  • интонационные (сила голоса, тембр, ритм, интонация);

  • лексические: эпитеты – устойчивые выражения, в которых сущ. сочетаются с прил., нареч. или прич. (добрый молодец, красна девица, лысая гора, бархат­ный лужок);

метафоры – выражения, в которых есть скрытое сравнение (пау­тины тонкий волос, шляпка гриба). Или простое сравнение (паутина , как тонкий волос ; …словно, …будто,…точно.);

олицетворение – когда качество живого объекта переносится на неживой (обычно сущ. и глагол- морозы ударили, ветер злится, лес шепчет);

  • семантические – понимание детьми смысловых оттенков слов, образован­ных с помощью суффиксов (домишко, деревце, толстенный, злющий), приставок ( смеяться – высмеять, отошел – вошел); использование синонимов ( плакать - рыдать, пришли – приплелись, слабый – беззащитный, старый - дряхлый);

  • фразеологизмы – куда глаза глядят, как свет в окошке, остаться в стороне, нем, как рыба.

Очень поможет детям понять настроение картины использование пословиц, поговорок, стихов. Такое последовательное осмысление содержания и настроения произведения искусства поможет в последующем получить интересную детскую работу по его тематике.


Подготовительная работа по формированию высокого уровня речевой культуры начинается очень рано. С самого раннего детства родители и воспита­тели знакомят ребенка со смысловой стороной слова во всей ее выразительности : звуковой образ сочетается с обследованием предмета всеми органами чувств. Та­ким образом у ребенка формируется чувственная основа восприятия окружаю­щего мира, выраженная словом. Этот процесс не должен прекращаться ни на ми­нуту по мере взросления ребенка . Наоборот, чем старше ребенок, тем сложнее обследуемый объект: предмет, признак, действие, абстрактное понятие.


Говоря о высокой речевой культуре, следует сказать и об этической стороне речи. Детям уже с 3 –летнего возраста доступно усвоение эмоциональных и сти­листических синонимов, участвующих в создании речевого этикета. Они могут усвоить, что говорить «орет» вместо «кричит» или «дрыхнет» вместо «спит» нельзя, это грубо и обидно, а значит плохо. Оценку таким высказываниям нужно давать на этическом уровне: «Алеша может обидеться на это грубое слово» или «Кто так говорит, тот невоспитанный человек и с ним не будут играть».

Руководство педагога развитием речи своих воспитанников и речь самого педагога в ДОУ имеют первостепенное значение. Хотелось бы, чтобы наша с вами речь всегда соответствовала следующим методическим требованиям.


Методические требования к речи педагога:


  • речь должна быть абсолютно правильной и литературной;

  • по форме и по тону речь должна быть безупречно вежлива;

  • структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребе­нок, тем проще синтаксическая структура обращенной к нему речи;

  • содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересов детей, опираться на их опыт;

  • речь должна быть точной, простой, ясной, эмоционально выразительной, об­разной, размеренной по темпу и достаточной громкости.













Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район республики Башкортостан








Консультация для воспитателей.



Тема:

«Этика и эстетика общения.

Искусство и речь».


Составила:учитель-логопед МБДОУ № 15

Индерягина С.В.

















2010 г.