Просмотр содержимого документа
«Искусство воспитания»
Искусство воспитания.
Известный писатель В.Белов говорил: «Каждый ребенок хочет жить творчески…».
Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни? Как помочь ребенку его не потерять?
Развить в ребенке творческое начало, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь - вот к чему нам, педагогам, необходимо стремиться в своей работе. Потому что, во-первых, целью современного российского образования является психическое и личностное развитие ребенка, раскрытие его индивидуальности. Во-вторых, отсутствие творческого начала – серьезное препятствие в старших классах, когда требуется решение нестандартных задач, к тому же в дальнейшем человек, лишенный творческого видения мира, тяжело переживает стрессы, трудно решает проблемы.
И, наконец, творчество - это то, что определяет ценность любого человека. Именно от таких людей зависит прогресс общества. Требование времени - стать ярким, непохожим, знающим и самостоятельным.
Изучая психолого-педагогические механизмы развития творчества в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, обнаруживается, что оно, с одной стороны, тесным образом связано с такими процессами, как ощущение, восприятие, представление, то есть с чувственным опытом ребенка. С другой стороны, творчество связано с такими процессами, как внимание, память, мышление.
Активная мыслительная деятельность формирует понятия, переходящие в систему знаний, умений, навыков, которые составляют опыт, а накопленный опыт – это основа творчества. Значит, необходимо развивать комплекс свойств личности - и мышление, и внимание, и память… Наши учебники по системе Л.В. Занкова содержат богатейший материал по развитию творчества.
Главные направления в работе с детьми:
1. Накопление чувственного опыта. Экскурсии, походы. Удивительный мир звуков, красок, форм окружает нас. Через направленное выделение визуальных свойств, при помощи параллельного и последовательного сравнения учимся видеть объект, явление по-разному. И вот уже знакомая тропинка стала волшебным миром, наполненным невыразимой прелестью и таинственностью. Именно тот, кто поднимается до искреннего удивления и восхищения, прорывается к истокам творчества.
2. Погружение в искусство. Дети, опираясь на чувственный опыт, постигают секреты литературы, музыки, живописи. Для создания целостного образа используются прием интеграции.
О чем думает человек в эти минуты? Что чувствует его душа? Какие образы рождает фантазия? Об этом дети пишут, рисуют. Это уже третье направление развития творческих способностей.