СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ислам в период «хрущевской оттепели»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 50-м годам в руководстве КПСС сложилось два подхода к церковной политике: антирелигиозный и государственный. Представителями государственного подхода были И. Сталин, В. Молотов, Г. Ворошилов, Г. Маленков, Г. Карпов. Их позиция бала направлена на интегрирование религиозных институтов в деятельность системы государственной власти. С 1953 года вопросы церковной политики переместились в сферу партийного влияния и рассматривались с точки зрения антирелигиозной борьбы. За такой подход выступал Н. С. Хрущев. Газетные статьи конца 1953 г. стали готовить общественное мнение к скорой перемене во взаимоотношениях между государством и религиозными организациями.

Просмотр содержимого документа
«Ислам в период «хрущевской оттепели»»

Ислам в период «хрущевской оттепели»


К 50-м годам в руководстве КПСС сложилось два подхода к церковной политике: антирелигиозный и государственный. Представителями государственного подхода были И. Сталин, В. Молотов, Г. Ворошилов, Г. Маленков, Г. Карпов. Их позиция бала направлена на интегрирование религиозных институтов в деятельность системы государственной власти. С 1953 года вопросы церковной политики переместились в сферу партийного влияния и рассматривались с точки зрения антирелигиозной борьбы. За такой подход выступал Н. С. Хрущев. Газетные статьи конца 1953 г. стали готовить общественное мнение к скорой перемене во взаимоотношениях между государством и религиозными организациями.

По указанию Н. С. Хрущева вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения»1 от 7 июля 1954 г., где наметился переход от духа «воинствующего атеизма» к идеологии «научного атеизма». ЦК КПСС обязывал заниматься атеистической работой не только партийные организации, но и государственные учреждения. Началась новая антирелигиозная компания, которая зашла так далеко, что вышло 10 ноября 1954 г. новое постановление ЦК «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», где просчеты списывались на местные власти.

Проявляя лояльность к внешнему курсу СССР муфтий ДУМЕС Ш. Хиялетдинов, во время посещения в июне 1954 г. мусульман г. Чкалова (около 3 тыс. чел.), по традиции осудил «правителей» США, которые «совершают зверства в Индокитае, Южной Корее, американцы эксплуатируют народы колоний, мусульман Востока и Азии»2.

Для усиления финансового контроля в мечетях в апреле 1956 г. ДУМЕС через внутреннюю инструкцию включил имамов в состав исполнительного органа мечети, усиливая их полномочия. В силу этого, в Чкаловской мечети возник конфликт между членами исполнительного органа мечети и муллой Ф. Шарафутдиновым. Для его предотвращения, ДУМЕС перевел его в ноябре 1956 г. в Омск. Из Ростова-на-Дону в Чкаловскую соборную мечеть переведен мулла Абдулгазиз Сибагатуллович Муртазин, возглавивший как мухтасиб Чкаловскую и Куйбышевскую области. О количестве совершаемых религиозных обрядов в мечетях области свидетельствует ежегодная отчетность мухтасибата. Количество совершаемых религиозных обрядов неуклонно снижались каждый год.


Таблица 2. Совершение религиозных обрядов в семи мечетях
Чкаловской области (Оренбург, Соль-Илецк, Новомусино, Ст. Гумерово,
Ст. Кульшарипово, Султакай, Татарская Каргала) в 1956-1958 гг.
3

Годы

Бракосочетаний

Имянаречений

Похорон

1956

157

140

123

1957

135

128

124

1958

121

111

93


4 октября 1958 г. ЦК КПСС принимает секретное постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», где в очередной раз указывалось на усиление давления на институт религии. В партийных верхах требовали построения в СССР в скором будущем коммунистического общества, а значит в нем, уже не было места религии.

Поворотным моментом для усиления репрессивной политики государства в отношении религии стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» от 13 января 1960 г., скоро вышедшее Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни»4. Данное усиление антирелигиозной идеологии государства привело к резкому сокращению количество зарегистрированных приходов, были сняты с регистрации служители мусульманского культа.

После принятия «Инструкции по применению законодательства о культах» при Совете Министров СССР в марте 1961 г. расширился перечень ограничений и запретов, связанных с регистрацией и деятельностью религиозных организаций. Мусульманские общины не могли создавать кассы взаимопомощи, проводить благотворительную деятельность, организовывать различные кружки, проводить религиозные шествия и общественные собрания, совершать религиозные церемонии и обряды под открытым небом, а также в домах верующих. Последний пункт сыграл особо зловещую роль в искоренении государством стихийных мест молитв верующих мусульман.



1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – Москва, 1971. – Т. 6. – С. 502-505.

2 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 238. Л. 13.

3 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 240. Л. 131.

4 Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». (Электронный ресурс.) URL: http://homlib. com/read/dokumenty-1959-1965/1961-05-04-postanovlenie-o-primenenii-ukaza-prezidiuma-vs-rsfsr-ob-usilenii-borby-s-licami-uklonyayushchimisya-ot-obshchestvenno-poleznogo-truda-i-vedushchimi-antiobshchestvennyy-paraziticheskiy-obraz-jizni