в четвертый период государственно-исламских отношений (1954-1964 гг.) происходит усиление антирелигиозной политики Советского государства в условиях завершающей фазы строительства социализма. Начинается снова жесткое ограничение регистрации новых общин, сокращение существующих, старение духовенства и состава мусульманских общин. В период «хрущевской оттепели» исламские религиозные организации, как и все религии в стране, подверглись жесткому администрированию, произошло качественное и количественное сокращение верующих, закрыта значительная часть мечетей, усилилась антирелигиозная пропаганда. После потери большинства мечетей общины верующих сохранили традиции ислама в семье, сохранив относительную самостоятельность от диктата государства.
Просмотр содержимого документа
«Ислам в России в 1954-1964 гг.»
Ислам в период «хрущевской оттепели»
Следствием реализации данных постановлений стало окончательное отстранение от руководства финансово-хозяйственной деятельностью в религиозных обществах служителей культа и передача их только исполнительным органам обществ. Религиозным организациям выставили требование о перечислении денежных средств в Фонд мира. Ликвидировались паломничества к «святым местам», ограничивалась возможность приобретения религиозными организациями имущества. Оренбургским облисполкомом 12 января 1961 г. было принято решение «Об усилении борьбы с нарушениями советского законодательства о религиозных культах со стороны духовенства и руководителей сектантских групп»1. В области был создан Координационный совет по контролю за выполнением законодательства о культах. При всех районных советах народных депутатов были созданы комиссии содействия по соблюдению законодательства о культах во главе с заместителем председателя или секретарем исполкома совета. К полномочиям комиссии относилось: предотвращение нарушения законодательства о культах; изучение религиозной жизни верующих; недопущение оскорбления их чувств; обстановки; недопущение деятельности незарегистрированных обществ; гласный и негласный контроль деятельности служителей культа, их проповедей; задержание незарегистрированных мулл, совершающих обрезание у мальчиков.
На просьбу руководства соборной мечети г. Оренбурга о разрешении строительства в приходе нового дома для имама и обустройстве подвального помещения мечети для молитвенных собраний женщин было органами власти отказано2. В 1962 г. решением Оренбургского облисполкома закрыта мечеть в с. Новомусино и мечеть г. Соль-Илецка с формулировкой «в связи с распадом и фактами грубых нарушений постановлений местных советских органов и законодательства о религиозных культах»3. Четыре мечети из семи в Оренбургской области были закрыты. Остались к началу 1964 г. три мечети: в г. Оренбурге, с. Татарская Каргала и с. Старо-Кульшарипово. Количество совершаемых религиозных обрядов резко сократилось в эти годы.
Таблица 3. Совершение религиозных обрядов в трех мечетях
Оренбургской области (г. Оренбург, с. Татарская Каргала,
с. Старокульшарипово) в 1963-1964 гг. 4 и 1970 г. 5
Годы | Брако-сочетаний | Имя-наречений | Похорон | Других |
1963 | 63 | 55 | 151 | 330 |
1964 | 60 | 40 | 166 | 255 |
1970 | 76 | 64 | 199 | - |
Количество верующих в оренбургской мечети в январе 1966 г. в месяц рамазан на вечерней молитве насчитывалось около 180 человек, по пятницам – до 500 мусульман. На Ураза-байрам 23 января 1966 г. в Оренбургской мечети читал молитву гайди-ураза дважды: в здании мечети и во дворе. На пожертвования было собрано около 2 тыс. рублей. В своей праздничной проповеди он говорил о любви к Родине: «Дорогая молодёжь! Не проводите время зря, учитесь, украшайте сами себя грамотой науки. Отдавайте все силы любимой Родине и народу. Родина и народ ждут от вас много добрых дел Будьте патриотами Родины … Молим Аллаха, да будет победа за победой в деле построения справедливого равенства людей во всём мире. Аминь»6 .
На праздник Курбан-байрам 1 апреля 1966 г. пришло около 5000 верующих и собрано более 900 рублей пожертвований. В Соль-Илецкой мечети молилось 300 человек, в с. Каргале – 350 человек, в с. Старо-Кульшарипово – 300 человек7.
Мусульманская община г. Бугуруслана выкупила деревянный дом (ул. Калинина, 136), действовала нелегально. О общине было упомянуто на совещании уполномоченных по делам религий в г. Ташкенте 30 июля 1968 г.: «Начиная с 1951 года, вот уже 17 лет верующие ходатайствуют перед местными органами власти о регистрации общества, но им отказывают под различными предлогами, в нарушение законодательства о культах»8. Только в 1969 г. общине позволили зарегистрироваться. В с. Сарманай Шарлыкского района верующие Нуреев и Хасанов в 1948 г. построили молельный дом и в 1951 г. пригласили муллу, который был утвержден мухтасибатом. Общину так и не зарегистрировали. Мотивация приводится в отчете уполномоченного СРК: «Разрешение группы верующих села Сарманай в регистрации религиозной общины неизбежно вызовет аналогичное ходатайство группы верующих села Мустафино Шарлыкского района, села Тукаево Александровского района и поднимет активность членов бывшего общества в селе Старо-Гумерово»9.
Таким образом, в четвертый период государственно-исламских отношений (1954-1964 гг.) происходит усиление антирелигиозной политики Советского государства в условиях завершающей фазы строительства социализма. Начинается снова жесткое ограничение регистрации новых общин, сокращение существующих, старение духовенства и состава мусульманских общин. В период «хрущевской оттепели» исламские религиозные организации, как и все религии в стране, подверглись жесткому администрированию, произошло качественное и количественное сокращение верующих, закрыта значительная часть мечетей, усилилась антирелигиозная пропаганда. После потери большинства мечетей общины верующих сохранили традиции ислама в семье, сохранив относительную самостоятельность от диктата государства.
1 Моргунов К. А. Советская конфессиональная политика и мусульманские религиозные организации Оренбургской Области в послевоенные десятилетия (1944-1991 гг.)// ORTA ASYA’DA SLÂM. Т. 3. AYDINLIKTAN AYDINLANMAYA. Ankara-Türkistan, 2012. С. 1852.
2 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 20. Д. 853. Л. 10.
3 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 246. Л. 15-16.
4 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 395. Л. 13.
5 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 287. Л. 6.
6 Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. 1967. Д. 2-с. Секретная переписка с Советом по делам религий и др. организациями. Информационный отчёт уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Оренбургской области за 1966 год. Л. 9.
7 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 20. Д. 1321. Л. 59.
8 ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 18. Л. 124.
9 ГАОО. Ф. Р-617. Оп. 1. Д. 228. Л. 46-47.