МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕРЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ПРИМОРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Открытый урок по физике
«Испарение и конденсация.
Абсолютная и относительная влажность воздуха».
Приморский, 2024 г.
Цель занятия:
методическая – повышать педагогическое и методическое мастерство, используя ИКТ на занятиях по физике;
дидактическая – формировать представления о процессах парообразования, конденсации, испарения и кипения; познакомить студентов с понятиями абсолютная и относительная влажность воздуха, значением влажности воздуха для окружающей среды и человека, научить определять влажность воздуха и замечать ее изменения; показать, что физические знания необходимы людям разных профессий;
развивающая - развивать у студентов ассоциативное мышление, коммуникативную культуру (умение общаться, монологическую и диалогическую речь);
воспитательная – воспитывать самостоятельность в решении вопросов, исследовательскую культуру (использовать научные методы познаний: наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Методы: по источнику получения знаний – словесный (лекция, ролевая игра, работа с картой студента), наглядный (презентация Power Point «Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха», видеосюжеты «Кипение воды при пониженном давлении»,), практический («Верю – не верю», «Физический футбол», «Установи соответствие», фронтальный эксперимент, решение задач), по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Формы работы: фронтальная («Верю – не верю», «Установи соответствие», заполнение карты студента, фронтальный эксперимент с губкой, решение задач), индивидуальная («Физический футбол»), групповая (исследование скорости испарения от вещества, «Индикаторы влажности в быту, природе», «Способы повышения влажности в быту»).
Вид занятия: лекция – визуализация.
Тип занятия: изучение нового материала.
Обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия: презентация Power Point «Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха», видеосюжеты «Кипение воды при пониженном давлении
Технические средства обучения: презентация, раздаточный материал,электронная доска с компьютером.
Ход и содержание занятия.
1. Организационная часть.
Приветствие. Эмоционально – психологический настрой на занятие.
2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
На прошлых занятиях мы говорили об идеальном газе и изопроцессах и о тепловых двигателях. Давайте вспомним, что знаем о тепловом двигателе?
3. Актуализация опорных знаний («Верю – не верю»).
Вам нужно прочитать утверждения и либо согласиться с ними, либо – не согласиться. Согласие – «да», несогласие – «нет». Отмечайте ваши «да» знаком «+», а «нет» - знаком «-».
1 вариант | 2 вариант |
1. «Вечный» двигатель второго рода возможен. (Не верное утверждение). U,A,Q единицы измерения этих величин (Дж). (Верное утверждение). Q=U+A- первый закон термодинамики. (Верное утверждение). Тепловыми машинами называют устройства, с помощью которых часть внутренней энергии системы можно превратить в кинетическую энергию. (Не верное утверждение). Работу газа при изобарном процессе можно найти : А = р(V2 - Vх) (Верное утверждение). | 1.Процесс, в котором отсутствует теплообмен, называют адиабатным. (Верное утверждение). 2.При изохорном процессе Т = сопst. (Не верное утверждение). 3.Упрошенная модель тепловой машины состоит из двух цилиндров, заполненных воздухом. (Не верное утверждение) 4.Цикл двигателя состоит из следующих четырех процессов (тактов): впуска, сжатия, рабочего хода, выпуска. (Верное утверждение) Турбина - это тип теплового двигателя в котором пар или нагретый до высокой температуры газ вращает вал без помощи поршня. (Верное утверждение) |
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (Слайд 3):
1 вариант | 2. вариант |
1. - 2. + 3. + 4. - 5. + | 1. + 2. - 3. - 4. + 5. + |
Вот о взаимных превращениях газа в жидкость и не только об этом и пойдет речь на сегодняшнем занятии.
4. Мотивация учебной деятельности.
Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это, вероятно, погода. Говорят, что погода является самым величественным спектаклем на Земле. Человеку всегда важно знать, какой будет погода, поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая природу в ненастье, солнечный день, сумерки, ночью, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы – свидетели народной мудрости.
В народе говорят: «Соль мокнет - к дождю». Почему так говорят?
Сегодня мы будем говорить о главном природном актере – влажности воздуха, т.к. именно от этой физической величины зависит погода, зависят многие физические явления и процессы:
процесс испарения;
конденсации;
теплообмена;
количество разнообразных осадков (снега, града, дождя);
появление узоров на окнах, запотевание окон, появление тумана, росы, инея.
5. Сообщение темы, цели и содержание последовательности занятия.
Слайд 5. Итак, тема занятия «Испарение и конденсация.
Абсолютная и относительная влажность воздуха.»
Сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что такое насыщенный пар, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. Затем проверим свои приобретенные знания при решении задач.
Попробуем разобраться в данном физическом явлении. Вода – это жизнь. И для вас, я думаю, не секрет то, что:
78% поверхности Земли составляет вода;
от 50% до 99,7% воды принадлежит живым организмам;
от 13 до 15 тыс. куб. км воды находится в атмосфере Земли в виде снега, водяного пара, дождя.
Остаётся бесспорным факт – круговорот воды в природе. С поверхностей морей, рек, океанов, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар.
Исправьте пожалуйста ошибки (слайд 5-12)
Процесс перехода вещества в газообразное состояние из поверхности жидкости называется…Испарение происходит при… температуре. При испарении поверхность жидкости покидают молекулы с …ц кинетической энергией. При испарении температура жидкости..Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое… Обратный процесс называется конденсацией. Парообразование происходит двумя способами – испарением и кипением.
6. Изучение нового материала.
Работа с учебником и с картой студента § 71 – 73 Мякишев 10 класс
Кипение – процесс парообразования, происходящий по всему объему жидкости при определенной температуре.
Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. При определении содержания влаги в воздухе используют понятия абсолютной и относительной влажности.
Абсолютная влажность ρа показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара, измеряемого в г/м3.
Давление, которое производил бы водяной пар, если бы другие газы отсутствовали, называют парциальным давлением водяного пара (ра)
Парциальное давление водяного пара принимают за один из показателей влажности воздуха. Его выражают в единицах давления – паскалях или миллиметрах ртутного столба.
По парциальному давлению водяного пара и абсолютной влажности еще нельзя судить о том, насколько водяной пар в данных условиях близок к насыщению. А именно от этого зависит интенсивность испарения воды и потеря влаги живыми организмами. Поэтому вводят величину, которая показывает на сколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.
Относительной влажностью воздуха называют отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах:
или .
Относительная влажность воздуха обычно меньше 100%.
При понижении температуры парциальное давление паров воды в воздухе может стать равным давлению насыщенного пара. Пар начинает конденсироваться, и выпадает роса.
Температура, при которой водяной пар становится насыщенным, называется точкой росы.
Оптимальной относительной влажностью воздуха принято считать диапазон от 40 до 60%.
Но так ли это важно, знать влажность воздуха?
7.Знакомство с приборами
При отрицательных температурах ниже —5 ° С, когда содержание в воздухе водяных паров очень мало, психрометр даёт ненадёжные результаты, поэтому в этом случае пользуются волосным гигрометром. (Демонстрируется); основной элемент такого гигрометра - обезжиренный человеческий волос одним концом закрепленный на стойке, а другим - к легкому блоку с указателем. При изменении влажности воздуха, меняется длина волоса, и стрелка прибора смещается по шкале в ту или иную сторону.
Конденсационный гигрометр дает возможность измерять точку росы, а зная точку росы, находить давление водяного пара и определять относительную влажность воздуха. Простейший прибор этого типа представляет собой металлическую коробку, передняя стенка которой хорошо отполирована. Внутрь коробки заливают легко испаряющуюся жидкость – эфир – и вставляют термометр. Пропуская через коробку воздух с помощью резиновой груши, вызывают сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки. По термометру определяют точку росы – температуру, при которой на полированной поверхности стенки появляются капельки росы.
Закрепление изученного материала.
1. Влажный термометр психрометра показывает 10 градусов, а сухой 14 градусов по Цельсию. Найти относительную влажность,
парциальное давление и плотность водяного пара.
2. Парциальное давление водяного пара в воздухе при 190 С было 1,1 кПа. Найти относительную влажность воздуха.
3. Влажность воздуха равна 85%, а показания сухого термометра 26°С. Какую температуру показывает влажный термометр
Работа с психрометрической таблицей (фронтальное решение задач).
Определите значение относительной влажности для следующих показаний термометров:
Текстильное предприятие | Ангар |
tсух.= 260С | tсух.= 180С |
tвл.= 250С | tвл.= 100С |
φ - ? 92% | φ - ? 34% |
Способы повышения влажности в быту:
+ + + - +
9. Подведение итогов занятия
Выставление оценок
Синквейн
1 строка - одно существительное,
2-ая - два прилагательных,
3-я - три глагола,
4-ая - крылатая фраза,
5-ая - одно существительное, которое выражает суть –
10. Д/з. § 71 – 73, выписать свойства насыщенного пара, определить влажность воздуха в своей комнате.
Карта студента.
Парообразование – |
Испарение – _______________________ ______________________________________ | Кипение - __________________________ ______________________________________ |
ОСОБЕННОСТИ | ОСОБЕННОСТИ |
| |
| |
| |
Насыщенный пар - ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Влажность воздуха – _____________________________________________________________________________ |
Абсолютная - ________________________ _____________________________________ _____________________________________ | Относительная - _____________________ _____________________________________ _____________________________________ |
Парциальное давление - ________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ | |
Приборы для измерения влажности: ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Определите значение относительной влажности:
Текстильное предприятие | Овощная база | tсух.= 260С | tсух.= 180С | tвл.= 250С | tвл.= 100С | Δt = | Δt = | φ = | φ = | | | |
2. Разность показаний сухого и влажного термометров психрометра равна 100С. Относительная влажность воздуха равна 20 %. Чему равны показания сухого и влажного термометра?
3. Влажность воздуха равна 65%, а показание сухого термометра психрометра равно 100С. Какую температуру покажет влажный термометр?
Синквейн:
1 строка - одно существительное,
2-ая - два прилагательных,
3-я - три глагола,
4-ая - крылатая фраза,
5-ая - одно существительное, которое выражает суть –
Желаю успеха