Цели урока:
1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;
2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений, понимая при этом их взаимосвязь и единство;
3) через исследовательско-экспериментальную работу установить зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости и от площади свободной поверхности;
4)использовать жизненный опыт учащихся при изучении темы;
5)развивать навыки диалоговой культуры, навыки коммуникативного общения;
6)развивать у учащихся чувство симпатии и толерантности;
7)формировать и развивать «самос-ти» ребёнка (самим ставить цели, вопросы, обобщать, планировать, подводить итоги);
… Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зноя
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою…
отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
Из романа А.С. «Евгений Онегин»
… Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар.
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар…
- Какое количество теплоты отдаст стакан кипятка массой 50 грамм, остывая до температуры 20 о С, если удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг о С ?
- Вычислите, сколько энергии выделится при полном сгорании керосина массой 200 г, если удельная теплота сгорания керосина 4,6 10 7 Дж/кг.
- На сколько увеличится внутренняя энергия 4 т железа при плавлении, если удельная теплота плавления железа 2,7 10 5 Дж/кг?
- Сколько энергии потребуется для плавления куска свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 27 о С? Температура плавления свинца 327 о С, удельная теплота плавления 0,25 10 5 Дж/кг, удельная теплоёмкость свинца 140 Дж/кг о С.
- В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?
- Каковы основные положения молекулярно-кинетической теории?
- Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения ? Как называется эта энергия?
- Какой еще вид механической энергии вы знаете?
- Что собой представляет внутренняя энергия?
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
«Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».
Вывод: жидкость могут покинуть молекулы поверхностного слоя, у которых кинетическая энергия больше чем их потенциальная энергия взаимодействия с соседними молекулами воды .
Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящее с поверхности жидкости, называют испарением.
Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
… Но чай несут девицы чинно
Едва за блюдечки взялись …
1)От жидкости
2) От температуры
3) От площади поверхности
4)От скорости удаления паров с
поверхности жидкости
Вновь А.С.Пушкин.
Татьяна пред окном стояла, На стекла « хладные дыша » , Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е .
Испаряются и твердые тела, данный процесс называется сублимацией.
1.Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему?
2.Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы быстрее высохло бельё?
3.Чтобы охладиться в жаркий день, мальчик надел мокрую футболку. Выберите правильное утверждение.
А.Охлаждение происходит за счет конденсации водяного пара. Б. Охлаждение происходит за счет испарения воды. В. Если подует ветерок, испарение воды замедлится.
4. При кипении чайника окно на кухне « запотели». Выберите правильное утверждение.
А. «Запотевание» окон - это пример испарения воды. Б. При кипении температура воды увеличивается. В. «Запотевание» окон - это пример конденсации воды.
5. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает холод?
Д/з. Изучить § 16 , 17
Дополнительно
приготовить сообщение или презентацию
1.«Испарение в природе, быту и на производстве»
2.Роль процессов испарения для животных организмов
3.Испарение в жизни растений
4.Роль испарения в жизни человека
Испарение в природе и технике
С поверхности земли – 577 000 куб. км .
С поверхности Мирового океана – 505 000 куб. км.
С поверхности рек, озер и т.д. – 74 000 куб. км.
1 га. лиственных деревьев –
до 15 000 куб. м.
1 га. пшеницы – 2 000 куб. м .
Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах. Для охлаждения воздуха в горячем цеху разбрызгивают воду.
Толстые и колючие кусты не похожи на другие растения. Семейство этих колючих уродцев живет в основном в пустынях, там, где мало влаги. Здесь и накапливается сокровище – вода. Отсутствие листьев – это приспособление к засушливому климату. Чтобы меньше испарять влаги, кактусы покрылись толстой кожицей, поверх которой находится слой воска, или густой волосяной покров. Самые крупные кактусы накапливают до двух тысяч литров воды.
бегонии
с большими красивой формы листьями обитают в тропиках Южной Америки, Азии, в Индии.
эвкалипт – одно из самых высоких деревьев в мире.
Растет в Австралии (100 м) и в пустынях Центральной Австралии,
но уже кустарники высотой 2 – 3 метра. Эти растения приспосабливают
ся к жаре.
Листья эвкалиптов на длинных черешках и всегда поворачиваются параллельно к падающим
солнечным лучам
Африканский слон
Индийский слон