Тезисы
«Использование активных методов обучения на уроках физкультуры, для формирования универсальных учебных действий»
Ваулиной Веры Викторовны, учителя физкультуры,
МАОУ «СОШ № 1», г. Верещагино.
В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения.
Одной из задач урока физкультуры является создание положительной мотивации и позитивного настроя обучающихся на урок. Анализируя свой опыт работы пришла к выводу, что не все обучающиеся начальной школы на урок физкультуры идут с желанием. Стала искать приемы и методы, которые содействовали бы мотивации обучающихся, вызвать их интерес к уроку. Познакомилась на дистанционных курсах с технологией активных методов обучения (АМО), которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся.
Данная технология стимулирует познавательную деятельность, которая строится на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Образовательная активность, входящая в эту систему методов строится на практической направленности, игровых действиях и творческом характере обучения, интерактивности и использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы.
В технологии АМО урок делится на фазы:
начало образовательного процесса;
работа над темой;
завершение учебного процесса.
Фазы делятся на этапы:
1.1 приветствие;
1.2 вхождение в тему урока - определение целей занятия;
1.3 определение ожиданий и опасений у учащихся;
2.1 закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания);
2.2 интерактивная лекция (инпут);
2.3 проработка содержания темы;
3.1 эмоциональная разрядка (разминка релаксация);
3.2 подведение итогов (рефлексия).
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного процесса, который определяется темой и целями, несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, вносит вклад в достижение общих целей урока. Считаю что для урока физкультуры данная технология очень подходит, особенно в начальной школе, АМО строится на игровом и творческом характере, позволяет полностью усвоить учебный материал, эффективно решать задачи урока, достигать поставленной цели. В процессе урока реализуются индивидуальный, деятельностный, компетентностный подходы. Обеспечивает формирование личностных , регулятивных , коммуникативных, познавательных учебных действий. Например, в 1 классе в начале урока, вместо традиционного приветствия детей, начинаю урок с метода: «Физкульт – привет», я настраиваю детей на сотрудничество, работу в команде, заряжаю их позитивной энергией и положительными эмоциями. Детям это очень нравится, и если следующий урок начинаю, традиционно ученики напоминают и просят «Физкульт-привет». Так же заканчиваю урок методом «Физкульт-ура», с похожей технологией. Для снятия усталости и напряжения применяю метод «Электрическая цепь» . Знакомство первоклассников со спортивными играми, можно провести методом «Страна многообразия мячей». Для перестроения учащихся в четыре команды, можно использовать метод «Периметр»- не обычно, оригинально. Метод «Оценка соседу», учит оценивать друг друга, видеть ошибки, рассуждать. Все АМО методы очень гибкие, их можно применять во всех классах, в разных условиях и возрастных группах, а так же для работы с детьми с разными психологическими особенностями. Так как с технологией АМО я познакомилась не так давно, на своих уроках применяю частично, например, в вводной части урока АМО технология, а основная и заключительная часть традиционная. В какой бы части урока не присутствовала АМО, дети воспринимают на «ура», уверенна , что у учащихся более старших классов, данные методы вызовут интерес. Работая с АМО технологиями, считаю что, результаты моей работы повысились. Больше учащихся с интересом и любопытством идут на урок физкультуры, заканчивают урок с положительными эмоциями. В положительную сторону изменились результаты успеваемости и качества знаний. Учащиеся стали более активны, с большим желанием принимают участие в школьных и районных соревнованиях, для участия в соревнованиях стало много желающих. Считаю что большая заслуга этих положительных изменений , применение на уроках АМО технологии , которые позволяют дать учебный материал в игровой форме ,положительно настраивать учащихся на урок физкультуры , создавать эмоциональный настрой, мотивировать учащихся заниматься в секциях и спортивных школах, а это значит расти здоровыми и успешными.
Описание метода: «Физкульт-привет» «Физкульт-ура»
Учитель, вытягивая руки в стороны, приветствует детей, физкульт!
Учащиеся, стоят в шеренге, заранее поделены на две группы, выбегают к
учителю, кладут свои руки на руки учителю и друг другу, все вместе кричат
привет! Или Ура! Смотря какая часть урока, начало или конец. Возвращаются на
свои места.
Метод «Электрическая цепь» Учащиеся стоят в двух командах, взявшись за руки ,команды расположены лицом друг к другу, в центре зала лежит мяч, учитель держит за руки первых участников, в какой то момент учитель, одновременно, сжимает руки обеим ученикам, посылая «импульс» по командам, задача учащихся точно так же передать «импульс» до последнего ученика, последний должен быстро взять мяч в руки, показывая чья команда вперёд закончила задание. Всё упражнение выполняют молча.
Метод «Страна многообразия мячей» Учащиеся построены в колонну по 4, учитель предлагает задания с разными мячами. Первое задание перенести мяч: второе-катить мяч ногой; третье- катить мяч рукой; четвёртое- перенести теннисный мяч на ракетке; пятое- добежать до мяча, с закрытыми глазами определить какой это мяч(баскетбольный, волейбольный, футбольный), мячи постоянно меняют помощники- освобождённые, выполнив все задания, подведём итог, какие спортивные игры мы узнали? Дать домашнее задание, узнать правила этих спортивных игр.
Метод «Периметр» Учащиеся рассчитываются на 1,2,3,4, далее 1е перебегают на одну сторону площадки, 2е на другую, 3е на третью сторону, 4е стоят на месте. Обозначить линии куда встают ученики по периметру.
Метод «Оценка соседу» Учащиеся стоят в кругу, учитель предлагает ученикам оценить работу на уроке «соседа» слева, проговаривая только положительную сторону, какую оценку бы поставил, почему?
1е классы | «Весёлые старты» -командные соревнования -сентябрь приняло участие 40 человек | 1а класс -1место 1в класс – 2место 1г класс – 3 место |
2е классы | весёлые старты - сентябрь приняло участие 50 человек | 2в класс – 1 место 2а класс – 2 место 2г класс – 3 место |
1е классы | школьная олимпиада – личное первенство – ноябрь приняло участие 55 человек | 1 место – 10 человек 2 место – 6 человек 3 место – 4 человека |
2е классы | школьная олимпиада – личное первенство –ноябрь приняло участие 60 человек | 1 место – 11 человек 2 место – 8 человек 3 место – 5 человек |
1е классы 2е классы | лыжные гонки - «Быстрая лыжня»- лично-командное первенство- март приняло участие-43 человека лыжные гонки – «Быстрая лыжня» - лично – командное первенство – март приняло участие – 52 человека | 1 место – 2 человека 2 место – 2 человека 3 место – 2 человека Выявлены сильнейшие команды. 1 место – 2 человека 2место – 2 человека 3 место – 2 человека Выявлены сильнейшие команды. |