СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий при обучении грамоте в 1классе коррекционной школы VIII вида».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка использовалась в 2014 году на метод. объединении  для обмена опытом  между учителями начальных классов и учителями дефектологами.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий при обучении грамоте в 1классе коррекционной школы VIII вида».»

«Использование игровых технологий при обучении грамоте в 1классе коррекционной школы VIII вида».

Отношение игры к развитию – это отношение обучения к развитию.

Игра – источник развития и создаёт зоны ближайшего развития.

Л. С. Выготский



Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь приходит замечательное средство – игра.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Таким образом, вложив образовательное содержание в игровую оболочку, можно решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Дети, поступившие в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует системы мер, способствующих активизации и развитию познавательной деятельности. Для этого использую самые разнообразные приёмы и широкий спектр дидактических средств, приближенных к интересам детей.

Игра - это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирование умственной деятельность учащихся, развитие внимания и познавательного интереса к предмету.

Игра способствует преодолению пассивности учеников, усилению работоспособности.

В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возростает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей 1 класса VIII вида требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют мне однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. В начале урока, в основном, провожу короткие игры, в процессе которых проверяются сформированные знания и умения.

Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты и т. д., провожу в конце урока, чтобы не нарушать ход занятия.

Остановлюсь на характеристике тех примеров, которые применяю при обучении грамоте умственно-отсталых детей. На уроке я приглашаю в «гости» героев мультфильмов, сказок, которые хорошо известны детям; мы отправляемся в заочные путешествия (лес, поле, космос, луна, другой материк, океан…); строим какой-либо объект (башня, замок, корабль, ракета).

Опыт показывает, что дети охотно включаются в игру. Они с большим интересом и желанием помогают героям любимых мультфильмов и сказок, преодолевают трудности путешествия; возводят по «кирпичику» строение. Тем самым в игровой форме решаются многообразные учебные задачи, кроме того, оборудованные уроки способствуют развитию коммуникативных навыков: дети учатся принимать условия игры, распределять обязанности, договариваться друг с другом.

Например, на уроках обучения грамоте при чтении слогов я использую следующие виды заданий:

  • помоги бабочке собрать нектар с цветов, рыбаку поймать рыбку, муравью собрать брёвнышки для муравейника… (для этого на одном предмете приклеивается гласная буква, на другом согласная или наоборот);

  • прочитай буквы на одинаковых фигурках или предметах (квадратиках, кружках, треугольниках, ромбах, звёздах, тучках…), или фигурах и предметах одного цвета;

  • прочитай буквы по заданному порядку.

Такую же работу можно проводить и при организации работы по образованию и чтению слов.

На уроках обучения грамоте, как только начинается чтение слов нужно обращать внимание на формирование осознанного навыка чтения. Чтение не должно быть механическим, поэтому на каждом уроке нужно добиваться осмысления прочитанного. После прочтения слова можно задать вопрос - «кто», «что», «где», «какой», «что делает». При ответе на вопрос учащиеся либо показывают предметную картинку, либо находят этот предмет в классе, на себе, либо изображают предмет, признак, действие руками. Например, при чтении слова «луна», дети протягивают руку в сторону окна, тем самым, показывая, что они знают, где находится этот предмет (при ответе на дополнительный вопрос «когда» - говорят ночью). Для того чтобы дети знали, как показать прочитанное слово, необходимо уже при первичном чтении слова договориться, как удобнее это сделать. Чтение предложений лучше выполнять с опорой на сюжетную картинку. Например, при чтении предложений «Ох, ухо!» «Ах, уха!» перед детьми выкладывается две картинки мальчик с компрессом на ухе и мальчик, который ест.

Дидактические игры при обучении грамоте.

Назови одним словом

Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия.

Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек, выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель).

Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки.

Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на доске.



Помоги слову найти последнюю букву

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

СЛО З

ГЛА М

СТО К

ГРО Н

КРИ Л

ПЛО Б

ГРИ В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.



Наоборот

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.



Отгадай и прочитай

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, дети по значению находят нужное слово.

Например, учитель называет значение слова: «Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – аптека.



Кто знает, пусть продолжает

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.



Универмаг

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел- выставляет под плакатом – названием отдела.

Вариант 1. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа должна отобрать товары в свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны названия соответствующих товаров.

Вариант 2. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на полках. На каждой полке среди карточек с названием товаров данного отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова, найти лишнее слово и передать карточку в соответствующий отдел.



Займи свой домик

Оборудование: карточки трехбуквенных слов, картонные домики с буквами, которые обозначают гласные звуки, в окошке.

Описание игры. Учитель предлагает расселить слова в нужные домики: карточку со словом, в середине которого находится буква А, помещают возле домика с буквой А, карточку со ловом, в середине которого находится буква О, помещают возле домика с буквой О, карточку со словом, в середине которого находится буква У, помещают возле домика с буквой У.



Слог или слово

Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая – только слоги.

Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ.



Слова-братья

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске записан столбик слов. Учитель показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно читает слова в столбике и подчеркивает те из них которые соответствуют заданному слову.

Например, слово на карточке: КРУПА.

красота

кролик

круги

кубик

роза

груша

кружок



Поймай выделенное слово

Описание игры. На доске в столбик написаны четыре-пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его.

Например:

ЛИСА липа, лис, лира, лиса, киса

ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак

ЛАПА липа, лапа, папа, лиса

ЛИЗА Лида, Липа, Лида, Лида

Материал для игры можно предложить на индивидуальных карточках.



День и ночь

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель или ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово, например: коса – роса – косы – козы – розы и т. д.



Слоговой конструктор

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке ( или соединяет нужные слоги на доске):

РА СИ

ГУ РЫ

КУ НА

Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ.

Вариант игры : задания такого рода помещены на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой.



Включи телевизор

Оборудование: картонный макет телевизора с вырезанным окном-экраном. На тыльной стороне пазы, в которые будут вставляться: голубой лист бумаги, символизирующий экран, предметные картинки, карточки букв.

Описание игры. Учитель устанавливает в пазы за экраном телевизора картинку, а перед ней – голубой лист бумаги – телевизор выключен. На верхней полосе наборного полотна размещаются предметные картинки, в названиях которых первые звуки соответствуют буквам названия рисунка, помещенного на экране телевизора. Принцип работы: определяется первый звук названия картинки и под ним выставляется соответствующая буква: лыжи –Л, иголка – И, собака – С, автобус – А. Когда дети хором прочитают полученное слово ЛИСА , учитель вытягивает голубой лист из пазов телевизора ( «включает его») и на экране появляется картинка лисы.



Парашюты

Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы.

Описание игры. На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.



Туннель

Оборудование: две картонные машины с прорезью в кузове, в которую можно вставить картонку с буквой.

Описание игры. На доске два столбика слов с пропущенными буквами- туннели. В словах одного столбика гласный верхнего ряда, в словах другого – гласный нижнего ряда. В прорези машин установлены соответствующие буквы, к примеру У и Ю. Вызванный ученик выбирает туннель, берет машину и читает слова, проводя машину через туннель таким образом, чтобы буква заняла свое место в слове. Например, машины с буквами У и Ю нужно провести через следующие туннели:

Л_ба р_ки

Кл_чи д_бы

Пл_с ст_к

Сал_т др_г



Бюро находок

Оборудование: касса букв.

Описание игры. На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его.



Распредели вещи

Оборудование: три наборных полотна ( на первом выставлена картинка ложки, на втором – платья, на третьем – стула), касса букв.

Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мы переезжаем на новую квартиру. Нужно подготовить вещи к погрузке и разложить по отдельности посуду, одежду и мебель». Вызванный ученик читает слово из столбика, написанного на доске печатными буквами, и проводит от него мелом линию к соответствующему наборному полотну.

Вариант 1. У доски работают три ученика, каждый отбирает слова, относящиеся к одной указанной тематической группе.

Вариант 2. На доске нет столбика слов, но есть предметные картинки. Ученик берет предметную картинку. Определяет, к какой тематической группе относится слово, и составляет его на нужном наборном полотне из букв разрезной азбуки.

Вариант 3. Каждый ученик составляет слова в три столбика на индивидуальном наборном полотне.



Подпиши картинки

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает 4-5 предметных картинок. Учитель одно за другим открывает написанные на доске слова. Дети молча читают слово и, если у них есть соответствующая картинка, переворачивают ее обратной стороной. После того, как все слова будут прочитаны , дети называют картинки, которые остались неперевернутыми. Проигрывает ряд, в котором есть ученики, не закрывшие рисунки.



Чудесный мешочек

Оборудование: мешочек, карточки слогов и букв.

Описание игры. Учитель помещает в мешочек игрушку или предметную картинку и набор букв и слогов, из которых можно составить слово-название игрушки или предмета, изображенного на предметной картинке. Спросив, кто спрятался в мешочке, учитель выдает набор букв и слогов. Ученик составляет слово и, проверяя себя, достает из мешочка игрушку или предметную картинку.

Может быть и такой вариант игры: класс делится на группы. Каждая группа получает мешочек. Победителем будет та из них, которая раньше других составит слово и достанет проверочную картинку.





Что перепутал художник?

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: булка – белка, на картинке белка, далее соответственно: кот – кит, горка – норка, мышка – мишка, лужи – лыжи.

Описание игры. Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов.



Сколько точек – столько букв

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Описание игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.Я представила лишь малую долю игровых технологий. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяю темой урока, возрастными особенностями участников, их интересами.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

В работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.















Использование игр и игровых приемов при обучении чтению детей с ОВЗ в букварный период

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего обучения. Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, пугают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного у детей.

В своей работе мне пришлось столкнуться со следующим противоречием: между методом обучения грамоте по программе «Радуга» (вначале знакомить с буквой) и признанным методом обучения от звука к букве, способствующим овладению в школе грамотным письмом.

Большинство «элитных» школ принимают только детей, которые уже умеют бегло читать, чтобы избежать нервно-психических перегрузок, неизбежных в том случае, если дети, посещающие детский сад, вынуждены получать дополнительное образование в вечернее время, встала задача создать условия, позволяющие каждому ребенку без дополнительных занятий пройти собеседование в любое, в том числе «элитное» учебное заведение. То есть нужна такая система подачи материалов, которая бы облегчила детям процесс обучения, вызвала интерес к учению в целом и позволила в будущем избегать ошибок в чтении и письме.

В связи с этим моя работа с детьми но теме «Обучение чтению в добукварный период» была направлена на отбор и систематизацию игрового материала по обучению детей грамоте, разработке интересных игр на развитие фонематического слуха.

Мой опыт показал, что обучение дошкольника чтению - это игра взрослого и ребенка, при этом нельзя разделять игру и учение. Детям 5-6 лет сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-то звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность. Подключение зрительного анализатора - вот что помогает в этой работе. А широкое использование игровых приемов обучения, обеспечит успех совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка.

Для того, чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два открытия:

* Обнаружить, что речь состоит из звуков (фонем);

* Открыть отношение звука (фонемы) и буквы (графемы).

Работа над фонемным анализом включает в себя следующие этапы:

1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при которой создается модель такой последовательности.

С этой целью, на начальном этапе мы используем с детьми:

игры с перевоплощением, где идет звукоподражание: (давайте превратимся в пчелок и полетаем с цветка на цветок, пожужжим, поговорим на пчелином языке).

«Давай дружжжить. Где ты жжжмвешь?

Я жжживу в этом жжжилище.

Приходи в гости, угощу морожжженым».

Также использую стихи, где можно протягивать звуки:

«Мышшшонку мама мышшшка-шшшептала:

- Шшшшалунишшшка.

Шшшумишшшь, шшшуршшшишшь, болтаешшшь.

Ты маме шшшить мешшшаешшшь».

«Рассели картинки в дом» (дети определяют, где «живет» заданный звук в слове и в какой дом его поселить);

«Займи свое место» (учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой).

Используя игровой прием «Куда перелетела пчелка?» дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на схеме с помощью пчелки. Предлагаю им карточку, разделенную на 3 части, и пчелку, затем называю слова, а они должны догадаться, в какой из квадратов перелетит насекомое: если звук в начале слова - в первый квадрат, если в середине - во второй, если в конце - в третий.

Данные упражнения в дальнейшем помогают в звуковом анализе слов.

Для того чтобы ребенок научился выделять без ошибок каждый звук в слове, использую следующие приемы:

• Вначале использую фишки одного цвета (белого, а затем трех цветов: красного, синего. зеленого: «ОСА (к-с-к)», «ЖУК (к-с-к)», «ЛЕС (з-к-с)»;

Игровой Прием «Пальчики в гостях у звуков», позволяет связывать звук с движением пальцев (как по клавишам пианино-по звуковым домикам) с одновременным проговариванием вслух каждого звука.

Например: слово КОТ (пришел левый мизинец под синее окошко, в котором живет звук «К»; за мизинчиком встал безымянный под красное окошко звука «О», ротик запел ООО; за безымянным - средний палец под синее окошко, в котором живет звук «Т», вот и вышло слово КОТ). Данное упражнение подготавливает детей к проговариванию слов во время письма в школе. Проигрывание идет по схеме слова, где синие квадраты обозначают твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, красные - гласные. Проговаривая каждый звук, в дальнейшем ребенок начинает сам печатать букву («одевает» звук).

2. Дифференциация гласных и согласных фонем, установление места ударения в слове.

Выполняя артикуляционные упражнения и усваивая произношение отдельных согласных и гласных звуков, дети быстро начинают видеть и слышать их разницу - гласные поются, они «певцы», а согласные во всем и всегда с ними согласны. Гласные сразу учат детей слышать и выделять их звуки в словах, для этого мы играем в такие игры, как «Поймай звук», «Услышь знакомый звук», «Звук 1-й, звук последний», «Найди слово со знакомым звуком», «Выдели звуки» и др. Эти игры также обучают соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за «певцами» свои первые слова: «ау», «уа», «иа».

На различение гласных и согласных звуков играю с детьми в такие игры: «Называю звук — поднимите фишку»- красную, если звук гласный, синюю, если согласный; «Назовите второй звук» («АХ», «УТ», «ХО» и т. д.); «Покажи фишку» - выделение только гласных или только согласных звуков из потока звуков: «а, и, т, р, о, а, е, н, п»; «Поймай звук» (левой рукой- гласный, правой — согласный: а-а-а-з, т-та; «Кто из гостей произносит последним гласный звук?» - «гав», «му», «ку-ка-ре-ку» и т. д.».

Во время знакомства с Принцем Ударение к нам на помощь приходит «Карандашик». Например, в словах Мила - мила, замок-замок обращаю внимание на то, что Принц Ударение в одинаковых словах ставит свою волшебную ударную палочку то в 1-м слоге, то во 2-м. Так по велению Принца Ударение слова, написанные одинаковыми буквами, становятся с разными значениями.

С детьми мы учимся управлять своим «Карандашиком», он должен скакать по гласным звукам неотточенной стороной, особенно сильно ударяя по звуку, обозначающему звук-командир (ударный). Где удар был самый сильный, ставим значок ударение. Для того, чтобы упражнения не были однообразными на «звуковом» же этапе использую:

прием «француз» (По-французски все слова произносятся с ударением на последнем слоге: мама’, папа’, а по - русски)

• напеваем слогушки — частушки: жа-жа, жа-жа-жа — жаба села на ежа, жи-жи, жи-жи-жи — ожидают жаб ужи.

• «Без ошибок повтори: «оау», «оау», «оау» и т. д» - ударяем голосом один из трех гласных звуков.

«Гласные спорят»:

а) для кого это угощение? (для «А»- каша, вафли, для «У» - сушка)

б) К кому идут гости? (К «Э» - зебра, воробей)

«Подели картинки» - каждой гласной подбирают по 1-2 картинки.

3. Работа над дифференциацией по твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем происходит на основе моделирования схем слов.

При работе над согласными звуками дети отправляются в путешествие по улицам города звуков – Звукаринска, где узнают, что у согласных звуков разные характеры: твердые и мягкие. Твердые звуки - носят синие одежды, но иногда они становятся мягкими звуками и надевают костюм зеленого цвета. Твердохарактерные звуки идут на улицу «Певцов» по синей тропинке, слагая слоги МО, ПА, НЫ - это друзья Тома; но когда согласные звуки смягчаются, идут по зеленой тропинке на улицу «Улыбчивых» звуков и слагают МЁ, ПЯ, НИ - это друзья Тима. Также дети узнают, что есть звуки всегда твердохарактерные - Ш, Ж, Ц; даже с Улыбчивым звуком «И»- они звучат твердо: ЖИ, ШИ, ЦИ, а есть всегда мягкохарактерные звуки - Щ, Ч, даже если они поют песенку со звуками «А», «У», то все - равно, звучат мягко: ЧА, ЩУ.

При дифференциации звуков по твердости - мягкости мы играем в такие игры:

«Твердый - мягкий»: у детей фишки синего или зеленного цвета, они подходят к наборному полотну и выбирают соответствующую картинку.

«В слове слог договори, будь внимательным смотри!»

Добавь слог «НА» или «НЯ»: Зи_, ня_, Та_, спи_, вес_.

добавь звук «Т» или «Т"»: сала_, крова_.

Братья Тим и Том постоянно вовлекают детей в свой вечный спор:

«Чей это звук?», «Чье это слово?». детям очень нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.

Для того, чтобы детям было интересно и материал запоминался легче, я стараюсь преподнести его в необычной форме. Например: на занятие кто-то из персонажей приносит и раздает детям фишки красного, синего, зеленого цвета, с колокольчиком и без него, в зависимости от качественной характеристики изучаемых звуков (парные согласные по звонкости-глухости всегда даю в паре).

«Магазин»: Тим и Том — продавцы, чеки — схемы слов.

«Живое слово»: После звукового анализа слова дети «становятся звуками» этого слова, располагаются в нужной последовательности и выбирают нужные цвета. Остальныс дети проверяют правильность «живой» схемы. По аналогии можно проводить работу со слогами

При обучении чтению - первым этапом является чтение открытых слогов: ПА, РУ, ТИ и т. п. На этом же этапе я ввожу сказочный атрибут — шапку

невидимку, которая, то скрывает, то выставляет какую — либо букву.

Например: было слово БАЛ, шапка — невидимка спрятала букву «Л», остался слог БА, но она пожалела слово и прислала букву «К», получилось новое слово БАК, а затем (БАС, БАР, БОР).

На следующем этапе: чтения двусложных слов - шапка — невидимка может спрятать целый слог и тогда у детей получается прочитать разнообразные слова. Например, пар. .(та, мар. .(та, кар. .(та).

С шапкой — невидимкой мы с детьми играем в разные игры со словами, где требуется подобрать буквы, чтобы получилось новое слово или заменить букву на другую. Например: игра «Угадай слово», где меняем или гласную, или согласную букву. (Пальчики заменят точки буквами, глазки

слова прочтут). Например, сок; *у*; **х; *о*; м.

Чтобы разнообразить занятие - большие возможности дает работа со слоговыми таблицами. Цель, которых отработать умение соотносить звук и букву, сравнить звучание твердых и мягких согласных, упражнять в чтении слогов с ними.

«Прыгаем по кочкам», где дети читают слоги за указкой.

«Придумай слово»: показываю слог в таблице, а дети придумывают с ним слова.

«Угадай слово»: последовательно показываю слоги «набирая» слово.

«Найди пару»: один ребенок читает слог с твердым согласным, а второй должен прочитать с одноименным мягким согласным.

«Лесная школа»: предлагаю показать, как бы прочитал слог тот или иной зверь. Ребенок читает его, стараясь голосом передать характер животного.

Организованная таким образом работа позволяет моим воспитанникам быстрее осваивать процесс обучения чтению, они реже допускают наиболее распространенные ошибки в пропуске и перестановке букв, грубые искажения букв при написании. Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам (орфографическим правилам). И, наконец, самое главное, - занятия чтением не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психологического развития детей.