ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Пынчук В.А., преподаватель ОАНО ВПО «ВУиТ»
Аннотация: Автор раскрывает возможности ИКТ - средств в условиях развития системы образования.
Особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий все компоненты методической системы обучения предмету: цели, содержание, формы, методы, средства, - меняются. Появился и новый термин, раскрывающий теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды – «электронная дидактика».
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.
Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.
В 2011 году появился документ «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0». Рекомендации предлагают структуру ИКТ - компетенции учителей, измерения которых определяются подходами к информатизации школы и аспектами профессиональной компетентности учителя.
Применение ИКТ может быть следующим:
–использование средств ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены действующими стандартами;
–использование в своей работе готовых электронных учебных материалов и различных веб-ресурсов;
–проведение с помощью средств ИКТ оценочных мероприятий;
–использование средств ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.
При реализации этого подхода основное внимание, как правило, уделяется оснащению школ средствами ИКТ, стремлению сократить «цифровое неравенство» и обеспечить всем учащимся равный доступ к этим средствам. Организационные формы учебной работы в рамках данного подхода практически не изменяются.
В связи с данными требованиями педагогу необходимо:
–владеть инструментальными программными средствами, которые относятся к их предметной области;
–уметь выбирать наиболее удобные способы представления учебной информации;
–рационально использовать все имеющиеся технические и программные средства для организации образовательного процесса;
–использовать сетевые ресурсы, которые позволяют учащимся получать доступ к информации, работать вместе и общаться с внешними экспертами в ходе решения выбранных ими проблем;
–использовать ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня;
–уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;
–использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать критическое мышление;
–поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;
–создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».
Рекомендации ЮНЕСКО позволяют определить педагогическую ИКТ — компетентность и разработать набор учебно-методических материалов для обучения педагогов.
Процедура подтверждения соответствия знаний, умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий - Сертификации компьютерной грамотности и ИКТ — компетентности. Это комплексный проект, направленный на выявление уровня знаний педагогических работников в области компьютерной грамотности, информационных технологий и ИКТ. По ее результатам выдается сертификат. Региональные центры сертификации организованы в 28 регионах Российской Федерации.
Сертификация проводится в том числе на:
–соответствие требованиям к компьютерной грамотности в системе образования;
–соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ учителя естественнонаучного и математического профиля;
–соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ учителя гуманитарного профиля;
–соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ работника административно-управленческого аппарата общеобразовательного учреждения;
–соответствие требованиям ИКТ - компетентности учителя;
–соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ преподавателя профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования естественно-научного и математического профиля;
–соответствие требованиям ИКТ - компетентности преподавателя среднего профессионального образования.
Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.
Профессиональное развитие преподавателей становится ключевым элементом совершенствования образовательной системы. Однако профессиональная переподготовка и повышение квалификации оказывают свое влияние только тогда, когда они направлена на конкретные изменения в работе преподавателей.
Основной ожидаемый эффект интенсивного процесса информатизации образования сегодня – это непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагогических работников, которое является главным источником качества современного образования.
Литература
Информатизация образования: проблемы, опыт, перспективы: материалы V межрегиональной научно-практической конференции. 27–28 ноября 2013 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования; [под. ред.Ганичевой Е.М., Патраковой Н.Д.]. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2013. – 200 с.
Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. М.: Просвещение, 2011.
Лапчик М.П. Педагогика в многоуровневой системе подготовки кадров для образования: сближение с e-learning // Информатика и образование. 2013. № 8.
Лапчик М.П. Россия на пути к Smart – образованию // Информатика и образование. 2013. № 2.
Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра / А.Ю. Уваров. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.