Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках математики.
Секция№5
Автор: Кудряшов Николай Иванович
(ГБОУ СОШ пос. Красный Строитель)
2017г
1. Обоснование применение ИКТ на уроках математики.
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые политики, педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.
Использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. В связи с введением ФГОС, ИКТ становятся неотъемлемой частью в образовательном процессе. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Увеличение объема информации увеличивает нагрузки на ребенка и заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Помощь в решении этого вопроса могут оказать ИКТ. Например, использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес , позволяет организовать дифференцированное обучение. Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самостоятельных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.
В практике обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные информационные средства (компьютерные, аудио-, видеоустройства и соответствующие материалы). Однако с началом активной компьютеризации образования появился термин «новая информационная технология обучения».
Информационные технологии помогают мне как учителю:
1. Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств).
2. Использовать демонстрационный материал при объяснении новой темы
3. Быстро и эффективно проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу;
4. Быстро и эффективно организовать закрепление полученных на уроке знаний;
5.Экономить временя;
6. Более эффективно готовить учащихся к ЕГЭ и ГИА.
Таким образом, использование информационных технологий в работе учителя дает возможность более эффективной подготовки к уроку, возможность осуществлять некоторые операции быстрее, расширить информационное пространство традиционного урока.
2.Использование ИКТ на уроках математики
В своей работе я использую:
электронные учебные издания, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, предназначенные для формирования новых знаний и умений. Диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний и умений использую при закреплении или проверке домашнего задания в 5-11 классах.
Например, сам составляю тесты, с учетом индивидуальных возможностей учащихся (для детей с особыми образовательными потребностями). С учащимися 5-11класс работаем по тематическим тестам взятыми не только из Интернета, но и составленными самими детьми и т.д.
Информационные технологии на уроке я рассматриваю:
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;
- как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;
- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, я чаще всего использую:
-уроки демонстрационного типа (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование); Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока;
-уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле (возможности применения информационных технологий на каждом этапе урока см. приложение №1)
Наукой доказано, что 80% информации человек получает с помощью органов зрения. Поэтому все, что можно показать учащимся, необходимо показывать. Справедлива народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Кроме готовых электронных методических пособий, я сам составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, тестовые задания по отдельным темам, а также привлекаю обучающихся, которые используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд – шоу. Ежегодно участвую с учениками в научно- практических конференциях, где использование ИКТ занимает 70% их работы. Особое место ИКТ занимает при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Вывод:
Таким образом, подводя итог данной работе можно сделать вывод , что использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!
Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать обучающимся усваивать сложные концепции, и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять обучающимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности детей. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса, и уровень знаний каждого обучающегося.
Важнейшими проблемами остаются:
Недостаточная разработанность методик по использованию ИКТ в конкретных учебных областях. Отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий.
Недостаточная разработанность использования ИКТ во внеклассной работе и в дистанционном образовании.
Наличие достаточно устойчивого мнения о негативных последствиях влияния ИКТ на здоровье и культурное развитие учащихся.
Но при организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать – для учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–7-х классов – 20 минут, 8–9-х классов – 25 минут, 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут .
Поиск эффективных путей решения этих сложных проблем обеспечит педагогическую целесообразность процесса информатизации образования.
Конечно же, нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания
Школа будущего – это школа «информационного века».
В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".
Список используемой литературы:
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином, 2005
Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире М., Наука, 2003
Иванова Е.В. Формирование информационной компетентности – важнейшая задача профессиональной подготовки учителя / Конгресс конференций «Информационные технологии и образование»
4. «Первое сентября».История. 2007 год, № 22, 16-30 ноября
5.Санитарные Правила и Нормы 1996г; СанПиН 2.2.2.542– 96
Приложение №1
Информационные технологии на уроке математики.
Этап урока | Применение ИТ | Формы работы |
1.Организация начала занятия, проверка выполнения домашнего занятия | 1.Выполнение разминочных или контрольных тестовых заданий. 2.Выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций. 3.Электронные домашние задания | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
2.Усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания. | 1.Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала; 2.Слайд – сопровождение урока; 3.Урок-презентация;4.Учебный проект;5.Творческое задание 6.Демонстрация видеофильма | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
3.Закрепление знаний и способов действий. | 1.Выполнение тестовых заданий. 2.Творческое оформление темы 3.Мини–исследовательская работа | Индивидуальная, групповая. |
4.Обобщение и систематизация знаний. | 1.Электронное творческое задание (создание презентации, веб - страницы) 2.Подготовка доклада, сообщения, реферата 3.Исследовательский проект | Индивидуальная, групповая. |
5.Контроль и самопроверка знаний. | 1.Исследовательский проект 2.Контрольное тестирование 3.Творческие задания. | Индивидуальная |
8