СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал использовался при проведении педагогического совета по использованию ИКТ в образовательном процессе и как промежуточное обобщение материалов работы по самообразованию

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Государственное учреждение образования

«Лошницкая средняя школа Борисовского района»











ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ


Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Зябко Наталья Михайловна












2016 год

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». В. Г. Белинский

За все время своей работы в школе учителем я всегда хотела сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным. Давно известно, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. Я уверена, что целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках позволит ускорить формирование учебно-познавательной компетенции учащихся, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения. Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями. ИКТ дают возможность: - повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся.

Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Но для этого необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:

  • Первое - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.

  • Второе - он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на уроках русского языка можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может быть обучающим, тренировочным и контролирующим.

Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Я использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернет. Информационные технологии используются мною на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле. Так на уроке русского языка по теме «Степени сравнения наречий» я обращаюсь к повторению темы «Степени сравнения прилагательных». Повторив ранее изученный материал, мы проводим аналогию с новой темой, учащимся легче воспринимать новую тему.

Очень интересны для учащихся физминутки с использованием ИКТ.

Использование интернет-ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальные материалы для уроков литературы, совершать виртуальные экскурсии по музеям писателей(ВЭ к урокам по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Зощенко, П. П. Бажова, С. А. Есенина и др.), художников, получать возможность знакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти в печатном виде. Данные разработки помогают учащимся проникнуться той атмосферой, в которой жил и работал писатель или поэт, вызывают живой интерес поиска нужной информации из области литературы, остаться один на один со своими мыслями, переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. С большим интересом учащиеся моих классов работают на уроках, проводимых в форме игры. Для создания ситуации успеха и радости на таких уроках мне помогает компьютер. Интеграция обычного урока с ИКТ позволяет мне переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, продуктивным. В частности. Становится более быстрым процесс записи определений, других не менее важных частей материала, так как мне не приходится повторять текст несколько раз (я его вывожу на экран). Кроме того, у учащихся работает сразу несколько видов памяти. Необходимо помнить о том, что среди детей есть аудиалы, визуалы. Поэтому одному нужно увидеть, другому достаточно услышать материал, а если и видишь, и слышишь, то результат будет выше. А ведь именно этого мы и добиваемся на своих уроках.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, заставляет учащихся быть на уроках активными, даёт возможность быстрой обратной связи учителя с учащимся. Немаловажным преимуществом является немедленное оценивание учащихся, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит моё время. На мой взгляд, проведение тестового контроля с использованием ИКТ на уроках русского языка способствует развитию орфографической зоркости при взаимопроверке или самоконтроле выполненной работы.

Формы использования ИКТ

1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

2. Использование мультимедийных презентаций. На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков русского языка и литературы. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. В завершающей стадии создание банка презентаций для дальнейшего их использования.

Специфика подготовки урока-презентации, безусловно, определяется типом урока. В своей практике использую:

Уроки-лекции Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т. д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.

В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

Урок анализа текста На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.

В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника. Сопоставляя видео - или аудио - иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста).

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы.

Обобщающие уроки С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности:

·  умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

·  умение работать в группе;

·  умение находить информацию в различных источниках;

·  коммуникативная компетентность;

·  осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

·  целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

·  видеть информацию в целом, а не фрагментарно,

·  выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование интерактивной доски

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения русскому языку. Применение интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом.

Преимущества для преподавателя:

·  позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.

·  поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

·  позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

·  вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

·  делает занятия интересными и развивает мотивацию.

·  предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

·  учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

·  позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

·  учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

·  отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся в учебный процесс.

Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Изучая конкретное правило правописания, ученики избавляются от ненужного переписывания, а сосредоточивают внимание на определенной орфограмме, имея возможность в течение урока поработать с множеством слов. При изучении правил пунктуации ребята видят перед собой готовое предложение, и работают с ним, обращая внимание строение предложения и пунктуацию в нем. Школьники по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Интерактивные доски помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

Варианты использования ИКТ на учебном занятии

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

·  полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD, DVD);

·  частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету. При этом учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, выполняет управляющие воздействия по отношению к учащимся, отбирает учебные задачи, контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи;

·  фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта;

·  использование тренинговых программ для закрепления материала (имитация действительности). Человек в этой имитации, называемой виртуальной реальностью, становится как бы частью среды, субъектом действия. В таких имитациях компьютер обращается к эмоциональной сфере личности субъекта. Компьютер включает творческое воображение человека;

·  использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;

·  выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе;

·  использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.

Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

·  способствует повышению познавательного интереса к предмету;

·  содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

·  позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

·  формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

·  способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Для учителя ИКТ дают:

·  экономию времени на уроке;

·  глубину погружения в материал;

·  повышенную мотивацию обучения;

·  интегративный подход в обучении;

· возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа - материалов;

·  возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т. к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

·  привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.

Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая ее временными рамками. Мы сочетаем работу на компьютере с обсуждением и общением. На уроках русского языка и литературы дети выполняют задания творческого характера.

На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:

1.  Повышение качества образования по предмету;

2. Повышение познавательного интереса к предмету:

3.  Повышение уровня информационной культуры

4.  Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке

Единственное возможное препятствие возможности воспроизведения данного опыта в образовательном учреждении – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерный класс, наличие компьютера в некоторых учебных кабинетах, доступ в Интернет. Все это дает возможность использовать информационные технологии на таких этапах урока, как: 1) определение темы, целей и задач урока; 2) повторение пройденного; 3) объяснение нового материала; 4) закрепление изученного (формирование орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков); 5) контроль знаний, умений, навыков.

Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы — это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д. Я думаю, что каждый учитель должен планировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. Использование ИКТ позволяет учителям и учащимся идти в ногу со временем. И особенно это важно для наших учеников, потому что знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и, конечно же, представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотным специалистом.



Литература:

1. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации. Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» – 2003. — с.68–70.

2. Зенкина С. В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества обучения. Педагогика. 2008- № 6 с. 22–28.

3. Окунева Н. Ф. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 30-32.

4. Поташник М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) М.: Педагогическое общество России, 2013 г.- 144 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!