СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках в начальных классах как средство повышения качества обучения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья Использование ИКТ на уроках в начальных классах как средство повышения качества обучения

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках в начальных классах как средство повышения качества обучения младших школьников»

Использование ИКТ на уроках начальных классах как средство повышения качества обучения младших школьников

Сладкова Т.Л., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІступеней № 58

В статье автор аргументирует необходимость использования ИКТ на уроках в начальной школе. Как показывает практический опыт автора, это позволяет повысить качество обучения младших школьников, формировать у них необходимые ключевые и предметные компетентности, навыки практического применения полученных знаний, создает условия для эффективного взаимодействия педагогов с учениками и родителями, развивает творческие способности, что является необходимым условием дальнейшей максимальной реализации личности в современной жизни.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учебно-воспитательный процесс, начальная школа, младшие школьники.

Постановка и обоснование актуальности проблемы. Сегодня внедряются образовательные модели, основанные на гуманистических началах, то есть личностно-ориентированными, и отражают особенности современного социокультурного пространства. Они обеспечивают реализацию задач нового Государственного стандарта общего начального образования. В этих условиях приобретает актуальность проблема поиска путей повышения эффективности и результативности учебного процесса в начальной школе. Современный социокультурный процесс характеризуется глобализацией массмедийного пространства. Интенсивное проникновение в образовательное пространство информационно-коммуникационных технологий вызвали в начальном образовании появление не только позитивных тенденций, связанных прежде всего с расширением горизонтов ее доступности, но и новых противоречий и рисков, вызванных стремительным распространением информации. Но и в современном технологическом обществе, по моему мнению, учитель начальных классов должен следовать идеи В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Итак, сегодня важное значение приобретает внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

С помощью ИКТ создаются условия для формирования ключевых и предметных компетенций школьника, его полноценной самореализации, ведь они позволяют максимально раскрыть содержание урока, стимулируют активность учащихся, развивают их творческие способности. Основная идея исследования базируется на положении о том, что применение информационно-коммуникационных технологий позволяет заинтересовать учащихся сделать урок, захватывающим, волнующим, ярким, эмоционально насыщенным и способствовать более эффективному обучению школьников слушать, слышать, анализировать, высказывать свои мысли о изученном материале, развивать практические навыки пользования современными ИКТ с целью решения жизненных и учебных задач. Использование компьютерных программ, конструкторов уроков, тренажеров, презентаций, анимации, аудио-, видео- и фото материалов - создает новый мультимедийный контент урока. Принципиальным положением является гармоничное сочетание компьютерной грамоты с русским языком, литературным чтением, математикой, музыкой, изобразительным искусством, трудовым обучением, и, как результат - создание нового качественного современного интегрированного урока. Целью статьи является определение эффективных методов и форм использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Изложение основного материала. Теоретическую основу исследования составили работы по современных педагогических технологий (А. Пометун, Л. Пироженко, Л. Масол, Л. Аристова). Исследования ученых и педагогов-практиков (Л. Масол, И. Красильникова, И. Гудчина, Р. Петелина, С. Полозова, В. Едигей, В. Скворцова) убедительно свидетельствуют о том, что использование ИКТ во время учебно-воспитательного процесса имеет следующие основные преимущества: осуществляется дифференциация учебного процесса; расширяется контроль за учебной деятельностью учащихся и обеспечивается на этой основе обратной связи; создаются условия для повышения уровня заинтересованности учащихся в учебной деятельности благодаря внесению элементов новизны. Системное использование информационно-коммуникационных технологий в своей педагогической деятельности в течение последних лет способствовало повышению качества образования моих учеников. Остановимся на более подробном освещении технологии реализации опыта методической проблемы. При подготовке и проведении уроков использую пакет MS Office, содержащий текстовый редактор Word, электронные презентации PowerPoint. Электронные презентации дают возможность при незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные с помощью PowerPoint, - зрелищные и эффективные в работе с информацией. Использование презентаций возможно на любом этапе изучения темы урока: во время объяснения нового материала, закрепление, повторение, контроль. Изучение программного материала обеспечивается путем мотивации к учебной деятельности: созданием проблемных ситуаций, ознакомлением учащихся с различными стандартными и нестандартными ситуациями, анализом практического значения усвоенных понятий и терминов. Ведь такие задачи способствуют формированию у учащихся компетентности в жизненных ситуациях через решение ситуативных задач, формируют личностное отношение к проблеме, которая решается, учат ориентироваться в учебном материале и переносить эти знания на другие сферы жизни. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения материала и своевременно его скорректировать. И, как результат, - формируются ключевые и предметные компетентности учащихся, ведь эта работа связана с культурой мышления, аналитической рефлексией, учит самостоятельно принимать решения. Так, на итоговом этапе урока, во время закрепления программного материала, учащиеся разгадывают кроссворды, тесты.

Большую роль играет компьютер в работе по подготовке и накопления дидактических материалов: моделирование и конструирование учебных занятий, внеклассных мероприятий, создание мультимедийных презентаций, электронных средств обучения. Все это позволяет сформировать банк данных.

С целью реализации принципов личностно-ориентированного обучения, создание условий для развития, саморазвития творческих способностей учащихся, используем нетрадиционные формы проведения уроков.

С целью активизации личностной позиции учащегося в учебном процессе на основе умения самостоятельно получать новые знания, формирование активной жизненной позиции, в педагогической деятельности применяем метод проектов.

Профессиональная деятельность не ограничивается только уроками, собственные педагогические идеи реализую также во внеурочной и кружковой работе, что позволяет формировать ключевые и предметные компетентности учащихся, развивать их творческие способности. Важную роль в этой работе также играет использование ИКТ. Для создания творческих работ учу детей использовать Интеренет-ресурсы. В классе действует «Творческая мастерская» - выставка лучших работ, которая постоянно обновляется. О формах и методах обучения, подбираю те, которые больше всего подходят моим ученикам, мне как учителю, что является оптимальным для цели, которой стараюсь добиться, не ориентируясь на «педагогическую моду».

Интересуюсь всем новым. Применяю элементы проектной технологии, интерактивные методы, ИКТ в обучении и воспитании. Использование инновационных интерактивных технологий для формирования компетентностей учащихся начальной школы предусматривает активное привлечение каждого ребенка в учебный процесс. Школьники приобретают навыки здоровой межличностной коммуникации, критического мышления для решения сложных проблем, поиска альтернатив, выражения мнений.

Мониторинг качества знаний учащихся моего класса администрацией школы показал увеличение количества учащихся со средним и достаточным уровнем знаний.

Результативность работы прослеживается в том, что ученики:

- Умеют наблюдать, критически мыслить, анализировать, использовать полученную информацию в различных ситуациях;

- С большим желанием выполняют творческие, презентационные работы;

- Умеют сотрудничать в группах и парах, самостоятельно организовывать свою работу;

- Успешно овладевают учебные программы в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего начального образования;

- Самостоятельно используют Интернет-ресурсы.

Самое главное - это то, что за время обучения в начальной школе мои ученики становятся личностями, которые умеют самостоятельно учиться, думать, проявляют интерес к обучению, прилагают волевых усилий, подбирают, находят нужные знания, способы решения задачи, умеют организовывать свой труд и работу в кооперации с другими.

В своей работе стараюсь правильно организовать жизнь и обучение каждого ребенка с его неповторимой индивидуальностью, обеспечить такое общение с ребенком на каждом этапе ее развития и обучения, которое даст максимальный эффект. Поддерживаю систематический контакт с родителями. Направляю их на продуктивное сотрудничество, и привлекаю их к учебно-воспитательного процесса, соблюдая сочетание школа - ребенок - семья. Если поддерживать, стимулировать первые ростки самостоятельности, самовыражению, то вполне возможно, что мои воспитанники станут успешными творческими личностями, способными познавать и творить окружающий мир и свою жизнь.

Выводы. Таким образом, использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет повысить качество обучения, формировать необходимые ключевые и предметные компетентности, навыки практического применения полученных знаний, создает условия для эффективного взаимодействия педагогов с учениками и родителями, развивает творческие способности, что является необходимым условием дальнейшей максимальной реализации личности в современной жизни.











Источники

1. Билоконный Н. И., Билоконный С. П. К проблеме использования информационных технологий в учебном процессе / ИИ Славянские педагогические чтения: Тез. докл. Междунар. конф., 16 - 18 окт. 2003 г. - Тирасполь, 2003. - С. 49 - 53.

2. Маркус Н. В. Особенности применения информационных технологий как средства гуманизации обучения младших школьников // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в учебных заведениях: 3б. наук. пр. / Ривненской. держ.гуманит. ун-т. - Ровно, 2002. - Вип.23. - С. 171 - 173.

3. Пехота А. М., Киктенко А. С., Любарская А. Н. Образовательные технологии: Навч.- метод. пособие под ред. Н. Пехота. - М .: Издательство А.С.К., 2003. - 255 с.

4. Пометун А. И., Пироженко Л. В. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. посибн. Под ред. А. И. Пометун. - М .: Издательство. А.С.К., 2004 - 192 с.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!