«Использование ИКТ
в работе с дошкольниками»
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно коммуникационных технологий.
Актуальность использования информационно коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью использовании в ДОУ современных компьютерных программ.
В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Основная задача, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе в соответствии с ФГОС.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Новизна применения компьютера отражается в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно-эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития.
Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Эту технологию целесообразно использовать с детьми старшего до-школьного возраста в связи с тем, что происходит переход от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образному мышлению.
В работе с детьми я использую различные мультимедиа фильмы и презентации, созданные мною и в сети Интернет. По духовно-нравственному и патриотическому воспитанию показываю фильмы «Откуда хлеб пришел», «Мое село Тимохинское», «Так вот ты какая, каша», «День Победы» и др
Основы безопасности жизни деятельности: (пожарная безопасность, правила дорожного движения, один дома) в цикле этих презентаций я показываю различные чрезвычайные ситуации, обращаю внимание детей на технику безопасности, рассказываю про ответственные службы.
Презентации на разные лексические темы животный мир, грибы, ягоды, овощи, профессии, не только демонстрируют явления и предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ситуации. Что позволяет закреплять полученные знания и значительно повышает творческий и интеллектуальный потенциал детей.
Создаю и использую физкульминутки для снятия напряжения. Например: «Скоро, скоро Новый год».
Также использую компьютер при разработке дидактических игр, сценариев к праздникам, в работе с родителями и других мероприятий.
Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в нашем детском саду – это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, показ презентаций.
.
Все использованные мною компьютерные программы и игры, соответствуют психолого-педагогическим и санитарно - гигиеническим требованиям.
Преимущества компьютера:
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Использование мультимедийных презентаций
Свои навыки я применяю в работе:
- с детьми
- с родителями
- с коллегами
- в методической деятельности.
Таким образом, работа с компьютером вызывает у детей большой интерес, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса.
3