Использование интерактивных технологий как основы повышения качества образования
«Идеальное образование – это свободное самообразование, роль учителя – это ненавязчиво помогать»
Новым требованием общества к образованию является формирование личности, способной: во-первых, критически воспринимать все возрастающий поток информации; во-вторых, самостоятельно ориентироваться в этом потоке; в-третьих, выбирать и анализировать нужные для работы источники информации.
КАК МОЖНО ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ?
активизировать творческий потенциал учащихся возможно с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения: информационно-коммуникационных и интерактивных технологий развивающего обучении.
Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.
Сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения.
Актуальность. Парадигма образования.
Усвоения знаний
Умения учиться
Изучения системы научных понятий
Решения жизненных задач
Стихийная учебная деятельность ученика
Индивидуальная образовательная траектория
Индивидуальная форма усвоения знаний
Учебное сотрудничество
Классификация методов обучения
Методы обучения(в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения)
Пассивные
Активные
Интерактивные
Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя)
Пассивные методы
Активные методы
Обучающиеся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление.
Пирамида обучения
обучение других
практические действия
дискуссионные методы
демонстрация
аудиовизуальныеметоды
чтение
лекция
Положительное и отрицательное
Не требуется дополнительных ресурсов
Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов
Возможность предотвращать уклонение от темы занятия
Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии
Повышение мотивации
Опасность увода обсуждения от темы занятия
Компетентность источника информации
Ограниченный круг источников информации
Учет индивидуальных особенностей учащихся
Опасность давления авторитета преподавателя
Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия
Ограничение количества обучаемых в группе
Интерактивные методы
Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Слайд 11
Способы коммуникации
Центральная роль принадлежит обучающимся Преподаватель - организатор и помощникОбсуждение происходит в малых группахВзаимодействие преобладает над воздействием
Слайд 12
Формы воплощения
Групповые (работа в группе) Общие или командные(обмен информацией, выработка общего решения)
Положительное и отрицательное
Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала
Ограниченный объем изучаемого материала
Высокая степень мотивации
Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний)
Максимальная индивидуальность преподавания
Трудности установления и поддержания дисциплины
Акцент на деятельность, практику
Ограниченное число обучающихся в группе
Широкие возможности для творчества
Давление авторитета лидера в групповой деятельности
Сущность интерактивных методов
В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица:
«Скажи мне, я забываю,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда»
Структура интерактивного занятия
Мотивация
Объявление прогнозируемых результатов
Предоставление необходимой информации
Интерактивное упражнение
Подведение итогов
Что такое современный урок?
Как оценить ученика? Как оценить учителя?
Банк идей, даже абсурдных (кто больше)
Как использование интерактивных методов влияет на организацию школьного климата, атмосферу в классе?
Критического мышления
Учебно-исследовательские технологии
ИКТ - технологии
Игровые технологии
Может ли каждый урок быть интерактивным ?
Создание рекламы, выпуск газеты, оформление листовки по данной проблеме
Для чего нужна модернизация образования?
Броуновское движение (движение учащихся по всему классу с целью сбора информации )
Интерактивная игра "Тридцать три»Проводится во время изучения темы, например,"Признаки делимости на 3 и 9" в 5-м классе. (активизирует внимание, а также позволяет физически размяться). Правила просты. Мы начинаем считать по рядам; один ученик говорит – "один", второй-"два" и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (например 3, 13, 23 и т.д.) а также число, кратное трём, должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладони. Тот, кто ошибся и произнёс вслух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова.
Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, через использование ИКТ, где каждый обучающийся субъект познания нового.
- Универсально эффективных или неэффективных методов не существует.Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Вот почему, точнее корректнее, говорить: «Процесс обучения может быть активным (где обучаемый участвует как субъект собственного обучения) или пассивным (где обучаемый играет только роль объекта чего – то воздействия). Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Качество обучения может быть достигнуто только в результате обеспечения эффективности на каждой ступени обучения. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить - применить – проверить. Чтобы добиться качества обучения, необходимо последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения.
Список литературы:
1.Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - [Электронный ресурс] http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf 2. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004 3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004. 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 5. СоколовВ. Н. «Педагогические взаимодействия в эвристическом обучении» 6. .Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр. 7. .Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. 8. Якиманская И. С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения» 9. http://ru.wikipedia.org/wiki/мозговой_штурм
Информационные технологии как фактор повышения качества образования
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационн...
«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...
Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
Материал готовился для педсовета. В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....
Интерактивные технологии как основы повышения качества образования
Интерактивные технологии как основы повышения качества образования...
Педагогический проект "ИКТ как основа повышения качества образования на уроках географии"
Одной из главных черт современного общества является интеллектуализация. Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда. Все виды труда превращаются в высококвалиф...
Эффективное применение новых педагогических технологий как условие повышения качества образования
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой....
Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"
Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...
Наши публикации в социальных сетях
5 Марта
О плохом воспитании /Ян Коменский/
2 Марта
Лучшие изобретения женщин в истории
28 Февраля
И лес, и каждое дерево. В.А.Сухомлинский
26 Февраля
О духовной жизни ребенка /В. А. Сухомлинский/
19 Февраля
Об учителе /Уильям Уорд/Лучшее из опубликованного в разные годы.
Читать @nsportal_ru
123
5. Этап усвоения новых знаний. (Объяснение нового материала)
Условия достижения положительных результатов на этапе усвоения новых
знаний:
1. Задания информационно-поискового характера, при которых
электронные издания выступают в роли дополнительного (и,
заметим, более эффективного) источника знаний
2. Аналитические задания – анализ комплекса документов с целью
выработки более отчетливого представления.
3. Задания сопоставительного характера: сопоставление
словесного образа и его живописной или графической
интерпретации.
При объяснении нового материала на уроке учитель может
использовать текстовый материал (причем как в «буквенной», так и в
звуковой, т.е. «речевой» форме);
аудио эффекты (музыка, фонодокументы и т.д.);
видеоряд (иллюстрации, портреты, графика, динамические таблицы и
схемы, фотографии, видео-фрагменты, демонстрации опытов, видео-
экскурсии, интерактивные модели, символьные объекты) и др.
МУ «ММЦ г.Нягань» Яценко Т.В. – методист – ИКТ
8
6. Этап закрепления новых знаний
Этот этап урока важен прежде всего тем, что на нем наиболее рельефно
выступают результаты урока.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить
учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия,
электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и
т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые,
индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной
деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения
учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов
разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных
особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия
и т.д.).
Аналогичную работу можно организовать и в группах. Класс
разбивается на группы на основе выделенных признаков (уровня
подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Каждая группа
получает соответствующее задание.
7. Контроль усвоенного на уроке материала
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов
обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие
осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный,
рубежный и итоговый.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель
может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или
дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической
проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).
Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10
компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого
материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.
Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и
оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую
актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче
ЕГЭ.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере
в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и
в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста;
оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над
ошибками).
МУ «ММЦ г.Нягань» Яценко Т.В. – методист – ИКТ
9
Такая деятельность на уроке активизируют внимание и память
учеников. Форма работы пробуждает в учениках дух соперничества, что
способствует повышению мотивации, активности — таким образом
интенсифицируется процесс усвоения. Мотивация повышается также за счет
однозначности ответов (объективности) – правильность ответов на все
вопросы проверяется с помощью компьютера. Это программы -тренажѐры,
тестовые задания, и т.д.
8. Подведение итогов
С помощью компьютера легче работать над приѐмом обобщения
полученных знаний на уроке.
Примером может быть заполнение интерактивной схемы по теме урока.
9. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению
Условия достижения положительных результатов.
1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока,
до звонка.
2. Задание должно проходить при полном понимании класса.
Основные требования к электронному домашнему заданию
Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся:
слабые+средние и средние+сильные.
Должен быть определен обязательный минимум выполнения +
выделено пространство для инициативных учащихся:
o временные рамки,
o количество источников информации (адреса определенных,
«опорных» сайтов),
o программа реализации задания (это может быть MS Word ,
PowerPoint или Publisher ),
o объем отчетного документа (количество страниц, файлов,
слайдов и т.п.),
o дополнительное задание,
o оговорено место размещения выполненной работы.
После изучения темы «Путешествия» в 9 классе, можно использовать
умения учеников по поиску информации, которые они получают на уроках
информатики. Каждый ученик получил индивидуальное задание – найти
информацию на английском языке о какой-то одной достопримечательности
Лондона, сохранить ее (и необходимый иллюстративный материал), и
оформить как листок путеводителя по Лондону для туристов. Затем учитель
МУ «ММЦ г.Нягань» Яценко Т.В. – методист – ИКТ
10
оформляет этот путеводитель в виде мультимедийной презентации и все
вместе просматривают эти работы, анализируют их, выбирают самые
удачные, содержание которых соответствовало полученным заданиям.
С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и
усложняются, ставится вопрос о разгрузке школьников. Как вариант,
предлагается понятие интегрированного домашнего задания: одно задание
зачитывается по двум предметам. Таким образом мы не только разгружаем
ребенка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей,
воспитываем понятие целостности мира.
Использование школьного сайта, где есть возможность:
Уточнить формулировку
Познакомиться с технологией выполнения
Познакомиться с критериями оценки
Отправить готовое д.з. по электронной почте
И в заключение я бы хотела еще раз напомнить:
Не используйте большие текстовые фрагменты на экране монитора
НЕ целесообразно – читать с бумажного листа удобнее, легче и
безопаснее для зрения.
Не выбирайте малоинтересный материал, который будет представлен на
уроке в электронном виде. Надо выбрать только самое интересное и
необходимое.
Время, отведѐнное на уроке для использования ИКТ, пропорционально
поделите и несколько раз возвращайтесь к ИКТ, чередуя виды
деятельности на уроке.
Таким образом, вы сможете, «переключая» уровни восприятия,
максимально долго удерживать внимание учеников на предмете
обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока.