СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование интерактивных приложений на уроках математики в 1 классе, созданных в электронном процессоре Excel "Баба Яга учится считать" и программе создания презентаций Power Point с помощью языка программирования VBA тренажер "Таблица умножения".

 

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Хан Ольга Николаевна,

учитель информатики МОБУ СОШ № 31



В последние десятилетия значительное развитие в России приобрела идея технологизации и информатизации учебного процесса как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» введено новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий на уроках.

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в основных видах деятельности учителя велики. Учителя с помощью ИКТ проводят уроки различных типов, факультативные занятия, консультации, руководство учебными проектами, самостоятельной деятельностью учащихся.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Внедрение ИКТ в процесс обучения в начальной школе означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. [1]

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Организация учебного процесса в начальной школе способствует активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию младшего школьника. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает учащемуся разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. ИКТ выступают как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

• введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;

• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению

качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Отметим, что учитель может использовать электронный процессор Excel и программу создания презентаций Power Point для создания интерактивных упражнений, игр, тренажеров, повышающих эффективность обучения.

В электронном процессоре Excel возможно создавать не только интерактивные ежедневники, электронное расписание уроков, использовать диаграммы, но выполнять интересные и яркие учебные пособия, позволяющие активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их память, внимание, логическое мышление. Данные пособия можно использовать как на уроках математики, во внеурочной деятельности по предмету, так и при организации индивидуальной работы.

Приведем пример интерактивное пособие по математике для 1 класса, созданного в Excel «Баба Яга учится считать». Интерактивное пособие предназначено для учащихся первых классов и ставит перед собой цель формирования умений решать текстовые математические задачи, совершенствования счетных навыков в пределах 20, развития логического мышления, а также для проверки указанных умений и навыков. Структура интерактивного пособия способствует решению вышеуказанных задач и содержит следующие разделы: титульный, регистрация, задача, примеры, домики, источники.

Титульный лист содержит информацию о названии и об авторе пособия. На листе под названием «регистрация» учащийся вносит свою фамилию, имя, класс, в котором учится. Интерактивное пособие снабжено средствами навигации, поэтому ученик может выбрать задание, которое ему в данный момент необходимо выполнить. (Рис. 1)














Рис. 1


Перейдя на лист под названием «задача», ученик должен прочитать задачу, устно решить ее и вписать ответ в специально отведенное окошко. Если задача решена правильно, то на экране появится слово «Отлично!».

На листе «Примеры» представлены два задания. В первом задании необходимо превратить записи в верные равенства. После того, как ученик правильно выполнит три задания, на экране появится оценочное суждение «Верно! Молодец!». (Рис. 2).














Рис. 2.


На листе «Домики» представлены задания, в которых ученику необходимо вставить пропущенные числа в окошках. Задание направлено на закрепление знания о составе чисел первого десятка. При правильном выполнении заданий на экране появятся оценочные суждения «Верно! Молодец!». (Рис. 3)














Рис. 3

Таким образом, интерактивные упражнения по математике способствуют решению поставленных задач обучения, а также способно внести игровой элемент в каждое занятие, помогают активизировать познавательный интерес к изучению математики.

Закрепить знание таблицы умножения, а также активизировать познавательную активность младших школьников поможет интерактивный тренажер «Таблица умножения», созданный в Power Point с помощью языка программирования VBA.

При создании данного пособия учитель может использовать любое изображение и интересную информацию об объектах природы, городах и т.д. На первом слайде интерактивного пособия содержится информация о водопаде Хавасу, который находится в США. Работа с тренажером заключается в том, что при правильном выполнении задания, ученик видит на экране часть изображения в цветном формате. Если в ответе содержится ошибка, то часть изображения появится на экране в черно-белом варианте. Таким образом, если ученик верно выполнит все задания, то в результате он получит изображение водопада Хавасу. (Рис. 4)













Рис. 4

Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом  которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению математики в начальной школе.

 


Библиография:


  1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М., Просвещение, 2010.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!