Просмотр содержимого документа
«Использование исследовательских методов решения задач на уроках математики для формирования и развития исследовательской и познавательной компетенции школьников.»
Использование исследовательских методов решения задач на уроках математик и для формирования и развития исследовательской и познавательной компетенции школьников.
Обучение в нашей школе предполагает изучение школьниками математики на базисном уровне сложности. Понятно, что проблемы изучения математики на этом уровне у моих учеников существуют. Однако есть и ученики, которые проявляют определенный интерес к математике, поэтому требуется организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании отобрать и классифицировать математическое содержание каждого занятия. Изучение социального заказа привело меня к выводу, что в школе ученика следует готовить не только к поступлению в ВУЗы, но и к успешному продолжению их образования в ВУЗах г. Воронежа и других городов.
Основа моей педагогической деятельности – это непростое накопление учащимися математических знаний и отработка решать задачи повышенного уровня сложности, а сотрудничество учителя с учениками по исследованию каждой задачи.
Обучение в 10-11 классах представляет собой второй этап углубленного изучения математики, предполагает более или менее устойчивого интереса к математике и намерения выбрать связанную с ней профессию. Наличие у учащихся внутренней мотивации позволяет задать более высокий по степени сложности уровень изложения материала. Моей основной задачей при обучении математики стало: научить учеников учиться, т.е. решать проблемы в сфере учебной деятельности, а также научить решать задачи, которые ставит перед ними общество. Именно поэтому я занялась проблемой использования исследовательских методов решения задач, т.к. мои ученики хотят связать свою жизнь с активной деятельностью, требующей от современного человека поиска наиболее актуальных решений, как в бизнесе, так и в других сферах. Эффективность исследовательской деятельности зависит от меры увлеченности ученика этой деятельностью и от умения ее выполнять. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами исследовательской деятельности. Организовываю работу так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
мотивация исследовательской деятельности;
постановка проблемы;
сбор фактического материала;
систематизация и анализ полученного материала;
выдвижение гипотез;
проверка гипотез;
доказательство или опровержение гипотез.
В своей работе мне приходится выбирать такие задачи, которые позволяют учащимся подойти к ее решению с разных сторон, указать несколько ее решений. Ставлю учеников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, которые могут представиться). Очень часто использую задания, в которых предполагается решить задачу несколькими способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности.
Для развития творческого мышления формирую у учеников умения определять, какие частные случаи необходимо выделить в исследовании. Выбирая такие задачи при подготовке к уроку, стараюсь поставить ту или иную проблему и организовать самостоятельную поисковую деятельность по ее решению. Начинаю решать задачи такого типа уже с 5 класса.
Вообще-то, считаю, что интересный урок – это урок сомнений, решений, озарений и открытий и его условия таковы:
теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям;
принцип доступности: ученик должен действовать на пределах своих возможностей;
установка не на запоминание, а на смысл, мышление должно главенствовать над памятью.
Исходя из вышесказанного, следует разделить формы организации учебной деятельности школьников по формированию и развитию исследовательской и познавательной компетентностей:
- урок
- внеурочная деятельность с сильными (одаренными учащимися)
- подготовка к олимпиадам по математике и другим смежным дисциплинам (химии, физике, астрономии)
- участие школьников в конкурсах исследовательских работ
- участие школьников в математических семинарах и др.
Работа в классах требует от учителя больших затрат, сил, времени, постоянного багажа знаний, знакомства с новинками литературы.
По формированию и развития исследовательской и познавательной компетенции школьников моя работа основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода дает возможность решать и задачи обучения создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность и к учебному процессу и его результатам.
Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к ее изучению.