СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование исследовательских методов решения задач на уроках математики для формирования и развития исследовательской и познавательной компетенции школьников.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование исследовательских методов решения задач на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Использование исследовательских методов решения задач на уроках математики для формирования и развития исследовательской и познавательной компетенции школьников.»

Использование исследовательских методов решения задач на уроках математик и для формирования и развития исследовательской и познавательной компетенции школьников.



Обучение в нашей школе предполагает изучение школьниками математики на базисном уровне сложности. Понятно, что проблемы изучения математики на этом уровне у моих учеников существуют. Однако есть и ученики, которые проявляют определенный интерес к математике, поэтому требуется организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании отобрать и классифицировать математическое содержание каждого занятия. Изучение социального заказа привело меня к выводу, что в школе ученика следует готовить не только к поступлению в ВУЗы, но и к успешному продолжению их образования в ВУЗах г. Воронежа и других городов.

Основа моей педагогической деятельности – это непростое накопление учащимися математических знаний и отработка решать задачи повышенного уровня сложности, а сотрудничество учителя с учениками по исследованию каждой задачи.

Обучение в 10-11 классах представляет собой второй этап углубленного изучения математики, предполагает более или менее устойчивого интереса к математике и намерения выбрать связанную с ней профессию. Наличие у учащихся внутренней мотивации позволяет задать более высокий по степени сложности уровень изложения материала. Моей основной задачей при обучении математики стало: научить учеников учиться, т.е. решать проблемы в сфере учебной деятельности, а также научить решать задачи, которые ставит перед ними общество. Именно поэтому я занялась проблемой использования исследовательских методов решения задач, т.к. мои ученики хотят связать свою жизнь с активной деятельностью, требующей от современного человека поиска наиболее актуальных решений, как в бизнесе, так и в других сферах. Эффективность исследовательской деятельности зависит от меры увлеченности ученика этой деятельностью и от умения ее выполнять. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами исследовательской деятельности. Организовываю работу так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

  1. мотивация исследовательской деятельности;

  2. постановка проблемы;

  3. сбор фактического материала;

  4. систематизация и анализ полученного материала;

  5. выдвижение гипотез;

  6. проверка гипотез;

  7. доказательство или опровержение гипотез.

В своей работе мне приходится выбирать такие задачи, которые позволяют учащимся подойти к ее решению с разных сторон, указать несколько ее решений. Ставлю учеников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, которые могут представиться). Очень часто использую задания, в которых предполагается решить задачу несколькими способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности.

Для развития творческого мышления формирую у учеников умения определять, какие частные случаи необходимо выделить в исследовании. Выбирая такие задачи при подготовке к уроку, стараюсь поставить ту или иную проблему и организовать самостоятельную поисковую деятельность по ее решению. Начинаю решать задачи такого типа уже с 5 класса.

Вообще-то, считаю, что интересный урок – это урок сомнений, решений, озарений и открытий и его условия таковы:

  1. теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям;

  2. принцип доступности: ученик должен действовать на пределах своих возможностей;

  3. установка не на запоминание, а на смысл, мышление должно главенствовать над памятью.

Исходя из вышесказанного, следует разделить формы организации учебной деятельности школьников по формированию и развитию исследовательской и познавательной компетентностей:

- урок

- внеурочная деятельность с сильными (одаренными учащимися)

- подготовка к олимпиадам по математике и другим смежным дисциплинам (химии, физике, астрономии)

- участие школьников в конкурсах исследовательских работ

- участие школьников в математических семинарах и др.

Работа в классах требует от учителя больших затрат, сил, времени, постоянного багажа знаний, знакомства с новинками литературы.

По формированию и развития исследовательской и познавательной компетенции школьников моя работа основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода дает возможность решать и задачи обучения создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность и к учебному процессу и его результатам.

Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к ее изучению.