«Использование кинезиологических упражнений
в коррекционной работе учителя – логопеда»
Подготовила Н.С.Шамова
Цел ь: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.
Задачи : расширить, углубить знания педагогов об инновационной здоровьесберегающей технологии «кинезиология»;
Обобщить знания педагогов о развитии интеллекта старших дошкольников;
Раскрыть причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка;
Практическое овладение кинезиологическими методами для последующего применения в практической деятельности.
Ожидаемые результаты мастер-класса
Понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии; практическое освоение кинезиологических методик и упражнений; активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.
Это наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека. Наука о движении с греческого «Природная мудрость тела». Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Кинезиологические методы
1.Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
Кинезиологические методы
2.Дыхательные упражнения
Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3.Глазодвигательные упражнения
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
Кинезиологические методы:
4.Телесные упражнения
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
Кинезиологические методы
5.Тренировка артикуляционных и тонких движений пальцев
Стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Кинезиологические методы
6.Массаж.
Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
7.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА
«ДВЕ ОБЕЗЬЯНКИ»
Упражнение «ухо-нос ». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот
Упражнение «Обезьянки».
Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз».
Упражнение «Язык».
Вытянуть язык, спрятать его
« Упражнение «Пальмы»
Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны
Упражнение «Замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести
Упражнение «Кулак-ладонь ». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук
Упражнение для глаз «Вверх-вниз»
Упражнение «Фонарики».
Руки поставить перед лицом, ладонями от себя. Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук
Упражнение «Замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести
Упражнение «Ветерок».
Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз
Рефлексия
- Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?