«Использование компетентностно – ориентированных заданий на основе технологии развития критического мышления в курсе литературы»
1.Краткое обоснование актуальности проектирования авторской технологии, решаемой проблемы (противоречий), ее назначение.
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать ключевыми компетенциями.
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями учащегося позволяет компетентностно-ориентированное образование. Компетентностный подход является отражением этой потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации.
Сегодня большую обеспокоенность вызывает отчужденность приобретаемых в школе знаний от ученика, несформированность положительной мотивации к учению и, более широко, к приобретению новых знаний, деформированность ценностно-смысловых представлений о процессе и результате образования, индивидуальной позиции учащегося как субъекта познания.
Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной формулировать свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающей социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между требованиями к уровню сформированности компетенций личности выпускника и низким уровнем сформированности компетенций последнего, его неспособностью применить полученные знания в жизни, действовать самостоятельно в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.
Это противоречие порождает проблему поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей школьников с учётом специфики предметных областей.
Решение названной проблемы видится в использовании возможностей технологии развития критического мышления в курсе литературы и компетентностно-ориентированных заданий.
2. Краткое теоретико-методологические основания проекта технологии (описание ключевых понятий технологии).
Теоретические основы исследования:
1) идея использования творческих заданий (С. Выготский);
2) личностно-ориентированный подход (И.С. Якиманская);
3) деятельностный подход («учение через деятельность») – (Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.);
4) развивающее обучение (П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов);
5) технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер);
6) технология проектной и исследовательской деятельности.
Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический (анализ научной литературы и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, синтез);
- практический (наблюдение за ходом процесса обучения; беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, поисковый, обучающий эксперименты);
- математический (обработка данных).
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор ситуаций зависит от специфики образовательного учреждения. Компетентностный подход, это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования (Д.А. Иванов).
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету.
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Критичность мышления – предполагает наличие опыта и способности анализировать ситуацию, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений, отличать продуктивные пути решения проблем от неэффективных, отказываться от ложных путей, просто сомневаться.
3. Ожидаемые результаты реализации технологии.
Под «образовательным результатом» понимается приобретение учащимися эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни.
Таким образом, запланированными результатами внедрения проекта являются:
- формирование ключевых компетенций школьников;
- совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности;
- высокий уровень мотивации к изучению предмета и читательской активности;
- повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
- высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной, но и во внеклассной внеурочной деятельности.
4. Область применения технологии
Опыт по реализации данного проекта можно обозначить как практико-ориентированный, поскольку он нацелен на конкретный предметный результат деятельности - формирование ключевых компетенций с учетом специфики предмета «Литература», а также предметных компетенций по данному предмету и как следствие – повышение качества обученности учащихся.
Новизна педагогического опыта в теоретическом плане заключается в следующем: описываемый опыт является синтезом двух идей: использования возможностей технологии развития критического мышления в курсе литературы и компетентностно – ориентированных заданий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике преподавания предмета педагогических приемов, например, лист самооценки каждого учащегося, заполняемый в течение учебного года.
Лист самооценки учащегося
| Четверть (макс. 10 баллов) |
I | II | III | IV |
Ориентируюсь в изучаемом тексте | | | | |
Читаю быстро и с выражением | | | | |
Владею контекстом | | | | |
Проявляю понимание прочитанного | | | | |
Умею пользоваться учебником, словарем | | | | |
Внимательно слушаю, записываю лекции, умею применить в ответе | | | | |
Имею достаточный словарный запас для выражения собственных мыслей | | | | |
Умею подкреплять свои высказывания ссылками на текст | | | | |
Говорю грамотно | | | | |
Участвую в дискуссии | | | | |
Умею слушать и слышать других | | | | |
Умею рассуждать, обобщать | | | | |
Умею отстаивать свое мнение | | | | |
Умею продуктивно работать с критической литературой | | | | |
Практическая значимость состоит в том, что разработанный проект и методическое обеспечение могут быть использованы в реальной практике при обучении школьников литературе, разработаны контрольно-измерительные материалы (диагностика), каждый элемент которой может быть использован автономно. Помимо этого указанный проект может послужить основой для дальнейших исследований в области формирования ключевых компетенций школьников при изучении русского языка, а также для конструирования учебного процесса по другим дисциплинам.
Предмет — компетентностный подход к обучению литературе посредством технологии развития критического мышления и компетентностно-ориентированных заданий.
Цель — разработка технологических и методических основ учебного процесса по курсу литературы с применением компетентностно-ориентированных заданий на основе технологии РКМЧП.
Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся в работе использована система диагностики И.А. Ушаковой. (Приложение 1)
В условиях компетентностного подхода требуется применение критериального оценивания.
Инструментарий критериального оценивания
Вид оценивания | № | Вид учебной деятельности | Баллы | Вид баллов |
Стартовый | 1 | Входное диагностирование | До 30 баллов | Обязательные баллы |
2 | Проверочная работа | До 10 баллов |
Текущий | 3 | Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа) | 1-3 балла за урок |
4 | Решение дополнительных задач | 1-3 балла |
5 | Практическая работа | 5-10 баллов |
6 | Практикум | 5 баллов |
7 | Семинар | До 10 баллов |
8 | Домашняя работа | 1-3 балла |
Дисциплинарный | 9 | Тематический срез, тестирование | 5-15 баллов |
10 | Контрольная работа | До 20 баллов |
11 | Зачетная работа | До 20 баллов |
Творческий | 12 | Сообщение, реферат | До 10 баллов | Дополнительные баллы |
13 | Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.) | 5-10 баллов |
14 | Исследовательская работа (проект, презентация) | 30-50 баллов |
15 | Решение задач повышенной сложности | 5-10 баллов |
16 | Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. | 10-30 баллов |
При выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы обучающегося (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха), то есть произойдет переход на накопительный вариант оценки. Учащийся должен осознавать, что он накапливает достижения.
Компетентностный подход предполагает умелое сочетание различных методов и приёмов работы. В связи с этим на уроке литературы применяется технология развития критического мышления через чтение и письмо, основополагающими идеями которой являются приоритет мнения каждого ученика, неавторитарность учителя, важность каждого суждения, опора новых знаний на имеющийся опыт.
Одна из современных педагогических технологий, которые нами использются на уроках – это технология критического мышления. Под технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается система конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
• информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
• социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Результаты учебной деятельности, формирования ключевых и предметных компетенций обучающихся диагностируются с помощью заданий различного типа.
Типы тестовых заданий

Формирование компетенций в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета позволяет нам оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования учащегося.
Технология формирования ключевых компетенций учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе.
Структура компетентностно-ориентированного задания:
- стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
- задачная формулировка точно указывает на деятельность обучающегося, необходимую для выполнения задания;
- источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося при выполнении задания;
- бланк для выполнения задания задает структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания.
Инструмент проверки:
ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;
ключ - эталон результата выполнения обучающимся задания закрытого типа;
наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности обучающегося по выполнению задания.
КОЗ успешно используются на уроках, построенных в логике технологии РКМЧП как на этапе вызова, так и на этапах закрепления и рефлексии. Компетентностно – ориентированные задания, которые применяются на уроках литературы, помогают реализовать идеи и технологии компетентностного подхода, а также позволяют сохранять высокую мотивацию к изучению предмета. Таким образом, компетентностно-ориентированные задания - один из технологических инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках литературы.
Процесс использования компетентностно-ориентированных заданий может быть выстроен различными способами, но при этом должны выдерживаться требования к формированию компетентности разрешения проблем, то есть наличия следующих аспектов:
- идентификация (определение) проблемы;
- целеполагание и планирование деятельности;
- применение технологий и инструкций;
- планирование ресурсов;
- оценка деятельности;
- оценка результата (продукта) деятельности;
- оценка собственного продвижения (рефлексия)
и коммуникативной компетентности, то есть наличия следующих аспектов:
- письменная коммуникация;
- публичное выступление;
- диалог;
- продуктивная групповая коммуникация.
Пример компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование информационной компетентности: извлечение первичной информации, поиск информации через лексическую работу.
№1. Введение в проблему:
Для более глубокого анализа текста, погружения в эпоху, знакомство со значением незнакомых слов, расширение кругозора нам необходимо не только знание содержания повести, но и значение устаревших слов и диалектизмов.
Формулировка задания:
Найдите в тексте повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» диалектизмы и устаревшие слова, а с помощью толковых словарей, сети Интернет дайте их толкование.
Форма предъявления результатов КОЗ.
Письменная коммуникация.
Результаты поиска записать в тетрадь по литературе.
Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого материала, необходимо соответствующим образом организовать освоение содержания темы. Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать:
- организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя;
- укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнения полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.
Пример компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование продуктивной групповой коммуникации: экспертирование выполнения заданий учащимися.
Задача:
- оценить, проверяет ли задание декларируемые компетентности и аспект деятельности;
- проверить, отвечает ли задание заявленному уровню сложности;
- убедиться, что по структуре и содержанию требования соблюдены;
- предложить собственные рекомендации по редактированию задания с целью повышения его эффективности;
- высказать своё мнение по качеству подготовки задания;
- проявить высокий уровень коммуникационной компетентности (аспект: культура общения) через соблюдение принципов: конструктивности, позитивности, доброжелательности.

Для помощи учащимся разработаны рекомендации “Учимся доказывать”, “Как решать задачи”, “Памятка по работе с текстом учебника”, «Памятка по развитию монологической речи», «Учимся выделять главное», «Учимся сравнивать» и др.)
5. Краткий план работы по каждому из этапов реализации (что планируется сделать на каждом из этапов).
Этапы | Описание деятельности |
Изучение нормативных и методических документов, анализ ситуации | - изучение теоретических основ проблемы; - проведение диагностики среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций; - анализ ситуации, выявление противоречий, определение проблем для решения, диагностика, выбор идей, их согласование. Анализ основных принципов технологии проектирования педагогических объектов, выявление ее основных компонентов. - разработка комплекса компетентностно – ориентированных и творческих заданий, создание «банка» компетентностно – ориентированных заданий; |
Педагогическое проектирование | - создание схемы проекта, выдвижение гипотезы, определение целей проектирования, прогнозирование; - конкретизация задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействий для реализации проекта - апробирование технологии по формированию ключевых компетенций с учётом специфики предмета «Литература»; - определение способов диагностики и показателей достижения результатов; - прогнозирование ожидаемых результатов; - мониторинг процесса, промежуточных и итоговых результатов; - корректировка дальнейшей работы. |
Информационное сопровождение | - информационное сопровождение (публикации, сообщения, доклады и др.). - родительские собрания; - представление опыта на различных уровнях. |
Методическое сопровождение | Разработка методических рекомендаций для учащихся и их родителей, педагогов. (Например, «Памятка по работе с текстом», «Учимся выделять главное», «Памятка по развитию монологической речи» и т.д.) |
Приложение 1
Оценка уровня творческого потенциала личности (позволяет оценить уровень сформированности у учащихся опыта творческой деятельности)
В тесте используется 10-балльная шкала самооценки личностных качеств, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Однако следует помнить, что все оценки относительны.
Инструкция для учащихся. При самооценке мысленно представьте себе наивысший (10-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.
1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы - генератор идей?
3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?
4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?
6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?
9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?
10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?
11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?
12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?
13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?
14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по учебе?
16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?
17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?
18. Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?
Вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов.
Суммарное число баллов Уровень творческого потенциала личности
18 – 39 1 - очень низкий уровень
40 – 54 2 - низкий
55 – 69 3 - ниже среднего
70 – 84 4 - чуть ниже среднего
85 – 99 5 - средний уровень
100 – 114 6 - чуть выше среднего
115 – 129 7 - выше среднего
130 – 142 8 - высокий уровень
143 – 162 9 - очень высокий уровень
163 – 180 10 - наивысший
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности деятельности)
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает слабо; 0 — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Методика «Направленность личности»
(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека)
Методика позволяет выявить следующие направленности личности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интро-вертированность.
2. Направленность на о6щение (О) - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция. На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно.
Текст методики
1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
А - оценка работы;
Б - сознание, что находишься среди друзей;
В - сознание того, что работа выполнена хорошо.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А - известным игроком;
Б - выбранным капитаном команды;
В - тренером, который разрабатывает тактику игры.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А - имеют индивидуальный подход;
Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится
высказывать свою точку зрения;
В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;
Б - вызывают у всех дух соперничества;
В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, что мои друзья;
А - всегда верны и надежны;
Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;
В - интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
А - на которых можно надеяться;
Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения;
В - которые могут больше, чем я.
7. Я хотел бы стать известным, как те, кто;
А - может сильно любить;
Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;
В - добился жизненного успеха.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть;
А - опытным летчиком;
Б - начальником отдела;
В - научным работником.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А - когда меня хвалили;
Б - игры с друзьями;
В - успехи в делах.
10. Больше всего мне не нравится, когда:
А - меня критикуют;
Б - в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
В - встречаю препятствия при выполнений возложенной на меня задачи.
11. Основная роль школ должна заключаться в:
А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми;
В - подготовке учеников к работе по специальности.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А - человек теряет индивидуальность в общей массе;
Б - недемократическая система;
В - невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А - для обеспечения отдыха;
Б - для общения с друзьями;
В - для любимых дел и самообразования.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А - мои усилия достаточно вознаграждены;
Б - работаю с симпатичными людьми;
В - У меня работа, которая меня удовлетворяет.
15. Я люблю, когда:
А - другие ценят меня;
Б - приятно провожу время с друзьями;
В - чувствую удовлетворение от выполненной работы.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:
А - похвалили меня за мою работу;
Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы;
В - отметили дело, которое я выполнил.
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
А - имел ко мне индивидуальный подход;
Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;
В - стимулировал меня на более интенсивный труд.
Обработка результатов. Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определить преобладающую направленность личности, исходя из того, что ответы с буквой:
А - обозначают направленность на собственную личность;
Б - на общение с другими людьми;
В - на деловую активность.