ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО
Современный человек сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.
Для того, чтобы подготовить такого человека, необходима такая образовательная среда, которая позволит обеспечить ученику:
- повышение мотивации обучения и его качества;
- современные ресурсы для обучения;
- компетентность в области информационных, компьютерных и цифровых технологий;
- доступность профильного и дополнительного образования;
- навыки самообразования и саморазвития.
Учителю:
- возможность освоения нового оборудования и его эффективного применения в образовательном процессе;
возможность освоения и внедрения в учебный процесс цифровых технологий;
модернизацию процесса обучения для повышения активности и самостоятельности учеников.
В рамках реализации ФГОС НОО в наш лицей поступило новое оборудование – микролаборатория СiO Link Vernier.
Это датчики температуры, частоты сердечных сокращений, определения расстояния, яркости света, а также интерактивный микроскоп.
Нами были изучены методические рекомендации по проведению уроков с использованием данного оборудования, которое второй год успешно используется на уроках математики, окружающего мира и во внеурочной деятельности.
На занятиях с помощью датчиков мы проводим эксперименты по исследованию окружающей среды. Например, с помощью датчика измерения температуры наблюдаем за изменением температуры воздуха, воды, почвы и тела. Результаты изменений температуры смотрим на шкале термометра и на графике в компьютерной программе. В начале знакомства с датчиком температуры дети фиксировали свои наблюдения в таблицы. С этим датчиком проведено увлекательное занятие по теме «Почему в варежках тепло». Ребята убедились, что сами варежки не согревают, а лишь удерживают тепло, вырабатываемое нашим телом.
Почему в варежках тепло?
Объект исследования
Предполагаемая t
Температура в помещении
Температура
(максимальная)
Предполагаемая t
Оказалась выше или ниже?
Раскрытая ладонь
Пустая варежка
Раскрытая ладонь в варежке
С ребятами мы проводили наблюдения за температурой воздуха в классной комнате до проветривания и после сквозного проветривания, за температурой воздуха на улице. Мы помещали датчик за окно и наблюдали, как менялась температура. Зимой она резко падала вниз. Ранней весной термометр показывал небольшое различие температуры на улице и в классе.
Уровень освещенности в различных зонах классной комнаты измеряли с помощью датчика света. Ребята выключали софиты над доской, измеряли уровень освещенности у доски и делали выводы, что над доской необходим дополнительный свет.
На уроках математики составляем задачи, используя датчик измерения расстояния при изучении тем: «Прямоугольник», «Квадрат», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника», «Квадратный метр» и другие. Используя этот датчик, ребята сделали вывод: датчик измерения расстояния необходим в быту.
Нравятся детям и занятия с датчиком измерения частоты сердечных сокращений. Сначала мы с детьми измеряем частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Потом предлагаю ребятам попрыгать, сделать несколько физических упражнений и дети фиксируют, как увеличивается число ударов сердца. Они приходят к выводу. что если на переменах много бегать, прыгать, то идет нагрузка на сердце.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко, и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп — это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом и любопытством. Им было очень интересно увидеть в увеличенном виде различные предметы: человеческий волос, жилки листа, соцветие цветов, мелких насекомых (осу, пчелу, гусеницу, паука, мошку, комара), денежную купюру, кристаллики сахара и соли и т.д. После экскурсий ребята принесли много видов глин, камней для рассматривания через микроскоп. Учащиеся фиксировали различие между глинами и камнями, между видами глин и видами камней. Предметы для опытов дети приносят сами на занятие.
Микроскоп позволяет изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера и на экран, дает возможность сохранить изображение.
Проведение таких экспериментов, исследований развивает любознательность и интерес к природе и технике, формирует первоначальные практико-ориентированные знания.
В урочной и внеурочной деятельности ярко проявляются цели формирования метапредметных. результатов. Это помогает определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать проблему и планировать деятельность. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы. Для ученика – это существенное расширение возможностей самостоятельной работы: провести эксперимент, сделать новый вывод и тут же проверить свои знания. Для учителя – это увеличение времени общения с учащимися, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога.
Анализируя свои уроки, на которых использую лабораторное оборудование, я заметила, что дети, которые обычно не активны на уроках, стали более открыто высказывать свое мнение, рассуждать. У них повысилось качество знаний, вырос уровень познавательной мотивации, сложный материал они стали усваивать легче. Мне же в педагогической деятельности лабораторное оборудование помогает повысить темп урока, увеличить объём выполняемой работы на уроке и самостоятельной работы учащихся. Уроки с использованием лабораторного оборудования детям нравятся. Сегодня я не представляю свою работу без использования этого оборудования. Это одно из средств успешности моей работы, реализации планов, преодоления трудностей, самообразования.
В целом работа с учебно-лабораторным оборудованием позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.