СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование лабораторного оборудования в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бабуркина Анна Валериановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Лицей «Бригантина»

г. Заринск

brigantina.07@mail.ru

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

 

Современный человек сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.

Для того, чтобы подготовить такого человека, необходима такая образовательная среда, которая позволит обеспечить ученику:

- повышение мотивации обучения и его качества;

- современные ресурсы для обучения;

- компетентность в области информационных, компьютерных и цифровых технологий;

- доступность профильного и дополнительного образования;

- навыки самообразования и саморазвития.

Учителю:

- возможность освоения нового оборудования и его эффективного применения в образовательном процессе;

  • возможность освоения и внедрения в учебный процесс цифровых технологий;
  •   модернизацию процесса обучения для повышения активности и самостоятельности учеников.

В рамках реализации ФГОС НОО в наш лицей поступило новое  оборудование – микролаборатория СiO Link Vernier.

Это датчики температуры, частоты сердечных сокращений, определения расстояния, яркости света, а также интерактивный микроскоп.

Нами были  изучены методические рекомендации по проведению уроков с использованием  данного оборудования, которое второй год успешно используется на уроках математики, окружающего мира и во внеурочной деятельности.

На занятиях с помощью датчиков мы проводим эксперименты по исследованию окружающей среды. Например,  с помощью датчика измерения температуры наблюдаем за изменением температуры воздуха, воды, почвы  и тела. Результаты изменений температуры смотрим на шкале термометра и на графике в компьютерной программе. В начале знакомства с датчиком температуры дети фиксировали свои наблюдения в таблицы. С этим датчиком проведено  увлекательное занятие по теме «Почему в варежках тепло». Ребята убедились, что сами варежки не согревают, а лишь удерживают тепло, вырабатываемое нашим телом.

                             Почему в варежках тепло?

Объект исследования

Предполагаемая t

Температура в помещении

 

 

Температура

(максимальная)

Предполагаемая t

Оказалась выше или ниже?

Раскрытая ладонь

 

 

 

Пустая варежка

 

 

 

Раскрытая ладонь в варежке

 

 

 

 С ребятами мы проводили наблюдения за температурой воздуха в классной комнате до проветривания и после сквозного проветривания, за температурой воздуха на улице. Мы помещали датчик за окно и наблюдали, как менялась температура. Зимой она резко падала вниз. Ранней весной термометр показывал небольшое различие температуры на улице и в классе.

Уровень освещенности в различных зонах классной комнаты измеряли с помощью датчика света. Ребята выключали софиты над доской, измеряли уровень освещенности у доски и делали выводы, что над доской необходим дополнительный свет.

На уроках математики составляем задачи, используя датчик измерения расстояния при изучении  тем: «Прямоугольник», «Квадрат», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника», «Квадратный метр» и другие. Используя этот датчик, ребята сделали вывод: датчик измерения расстояния необходим в быту.

Нравятся детям и занятия с датчиком измерения частоты сердечных сокращений. Сначала  мы с детьми измеряем частоту сердечных сокращений в состоянии  покоя.  Потом предлагаю  ребятам попрыгать, сделать несколько физических упражнений и дети  фиксируют, как увеличивается число ударов сердца.  Они приходят к выводу. что если на переменах много бегать, прыгать, то идет нагрузка на сердце.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко, и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп — это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное  привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом и любопытством. Им было очень интересно увидеть в увеличенном  виде  различные предметы: человеческий волос, жилки листа, соцветие цветов, мелких насекомых (осу, пчелу, гусеницу, паука, мошку, комара), денежную купюру, кристаллики сахара и соли и т.д. После экскурсий  ребята принесли много видов глин, камней для рассматривания через микроскоп.  Учащиеся фиксировали различие между глинами и камнями, между видами глин и  видами камней. Предметы для опытов дети приносят сами на занятие.

Микроскоп позволяет изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера и на экран, дает возможность  сохранить изображение.

Проведение таких экспериментов, исследований развивает любознательность и интерес к природе и технике, формирует первоначальные практико-ориентированные знания.

В урочной и внеурочной деятельности ярко проявляются цели формирования метапредметных. результатов. Это помогает определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать проблему и планировать деятельность. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы. Для ученика – это существенное расширение возможностей самостоятельной работы: провести эксперимент, сделать новый вывод и тут же проверить свои знания. Для учителя – это увеличение времени общения с учащимися, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога.

Анализируя свои уроки, на которых использую лабораторное оборудование, я заметила, что дети, которые обычно не активны на уроках, стали более открыто высказывать свое мнение, рассуждать. У них повысилось качество знаний, вырос уровень познавательной мотивации, сложный материал они стали усваивать легче. Мне же в педагогической деятельности лабораторное оборудование помогает повысить темп урока, увеличить объём выполняемой работы на уроке и самостоятельной работы учащихся.  Уроки с использованием лабораторного оборудования детям нравятся. Сегодня я не представляю свою работу без использования этого оборудования. Это одно из  средств успешности моей работы, реализации планов, преодоления трудностей, самообразования.

В целом работа с учебно-лабораторным оборудованием позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!