Микроскоп в начальной школе?
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.
В этом учебном году в мой кабинет поступило новое современное учебное оборудование, которое входит в состав «Развивающей образовательной среды AFStm», электронный микроскоп.
Передо мной, как и многими другими учителями, встал вопрос: Каким образом и на каких уроках возможно использование цифрового микроскопа? В интернете и печатных изданиях много информации о применении микроскопа в средней и старшей школе с описанием лабораторных работ. Но как быть с начальными классами? На мой взгляд, на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока, скорее она должна строиться как этап урока, целью которого является формирование умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач и поддержание интереса к учебной деятельности в целом.
В своей работе я рассмотрела возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира, изобразительного творчества и внеклассной деятельности. Сложнее всего было определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание.
Мною изучены методические рекомендации по проведению уроков с использованием оборудования. Уже в 1 полугодии мною были проведены уроки окружающего мира, на которых использовался микроскоп для проведения экспериментов при изучении темы «Открытие невидимого мира», «Насекомые рядом», «Что мы едим?».
Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы: провести лабораторный эксперимент, сделать вывод и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп — это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом и любопытством. Им было очень интересно увидеть в увеличенном виде человеческий волос, жилки листа, мелких насекомых (осу, червяка, паука, мошку), денежную купюру, кристаллики сахара и соли. Предметы для опытов дети приносили сами на занятие.
Использование этого оборудования позволяет:
Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметной столик, в 10, 60 и 200 раз.
Фотографировать, а также производить видесъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы.
Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и на проекционном экране, если к компьютеру подключен мультимедиапроектор.
Проведение таких экспериментов, исследований развивает любознательность и интерес к природе и технике, формирует первоначальные практико-ориентированные знания.
Практическое использование микроскопа при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.
На первом уроке «Разнообразие природы» дети узнают о том, что все живое делится на большие группы – царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. Вводится понятие: бактерии – крошечные организмы, их увидели тогда, когда изобрели удивительный прибор – микроскоп.
Можно посмотреть на плесень- это представитель царства грибов..
Главная задача на этом этапе заключается в том, чтобы дети поняли основное назначение микроскопа.
Изучение нового материала с помощью микроскопа
Возможности микроскопа помогают лучше усвоить некоторые темы курса «Окружающий мир».
Рассмотрение срезов помидора, моркови, зелёного лука и головки лука.
- Внутри их клеток особые включения красного, оранжевого цвета - пластиды. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. Зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды, но зеленого цвета. А уже знакомый нам лук или картофель белые потому, что их пластиды бесцветны.
Пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. [4]
Тема «Тела, вещества, частицы»
В учебнике дается описание опыта, который доказывает наличие частиц. Кусок сахара растворяется в стакане с водой, вода становится сладкой, а это значит, что сахар распался на мелкие частицы, которые смешались с частицами воды.
Ученикам младшего школьного возраста нужно все увидеть. На помощь приходит микроскоп.
Мы рассматриваем под микроскопом тоненькую пленку лука и наглядно видим, что она состоит из «кирпичиков», клеток. Также здесь наглядно видно, что расстояния между клетками нет, т.к. луковица состоит из твердого вещества. Здесь же можно дать детям понятие многоклеточные организмы, т.к. они видят, что клеток в луковой пленочке много.
Тема «Что растения получают из почвы?»
«Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворенные минеральные соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить», - так объясняется тема в учебнике.
Мы снова прибегаем к помощи микроскопа. Рассматриваем готовые препараты:
Корень моркови
Корень петрушки
Корень свеклы
Корень редьки
Дети находят различие в фотографиях, делают вывод, что это корни разных растений, поэтому изображения разные. Но мы видим и сходство. На всех фотографиях четко видны крупные круги и овалы. Дети сами догадались, что это «трубочки», по которым и поступает вода с растворенными солями. Учитель дает понятие «проводящие сосуды», дети наблюдают, что таких сосудов больше в центре корня. Это проводящий пучок.
А как дальше попадут вода и соли к остальным частям растения? После того, как дети выскажут свои предположения, мы рассматриваем срезы стеблей и видим сходство с корнями.
В стебле также есть проводящие сосуды, что позволяет проводить воду от корня по стеблю к другим частям растения.
На данном этапе можно повторить материал о клеточном строении растений: все живое состоит из клеток.
К каким организмам можно отнести растения? К многоклеточным.
Тема «Вода»
Использование микроскопа при изучении этой темы вызвало наибольший интерес, даже восторг детей.
Когда мы изучали раздел «Берегите воду», то говорили о том, что людям нужна только чистая вода. Вполне были закономерны вопросы:
- почему нужна чистая вода?
- можно ли пить воду из водоемов?
- для чего вода проходит очистку, прежде, чем придет к нам в дом?
Детский опыт уже позволяет правильно ответить на данные вопросы, но хорошо, если мы наглядно во всем убедимся.
Сначала просто рассматриваем две капельки воды: из-под крана и стоячую воду, в которой долго стояли отводки комнатных растений. На первый взгляд эти капельки похожи.
Далее на помощь снова приходит микроскоп. Учитель заранее снимает два видеофрагмента: чистая вода и стоячая вода. В первом случае дети наблюдают за движениями капелек воды, а во втором видят в воде различные движущиеся предметы. Дети сразу делают вывод, что это какие-то живые существа. Учитель рассказывает о микроорганизмах и бактериях, живущих в грязной воде, о том, что многие из них опасны для человека.
Используя цифровые микроскопы появляется возможность:
более качественно, интересно провести лабораторную работу и практическую работу (снимки с цифровых микроскопов наглядны, доступны для каждого учащегося);
примененить цифровой микроскоп для контроля знаний.
примененить цифровой микроскоп в процессе изучения нового материала
повысить интерес к биологической науке, исследовательской деятельности;
решить вопрос с недостатком раздаточного материала (микропрепаратов) при проведении лабораторных работ;
изменить традиционный подход при выполнении лабораторных работ.
переходу от репродуктивной передачи знаний к творческой, систематизации и углубления знаний.
Таким образом, цифровой микроскоп относится к классу учебных микроскопов достаточно высокого уровня. Он с успехом может быть использован в исследовательской практике. Работа с микроскопом позволяет вести урок на достаточно высоком современном уровне, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, значительно расширяет их знания.