МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОРЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА ОРЛА»
Деловая игра для педагогов «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей».
Разработала
Старший воспитатель
Просвирнова Валерия Валерьевна
Орел 2017 г.
Цель: закрепить знания педагогов по использованию малых фольклорных жанров в развитии речи детей.
Задачи: - повышение уровня знаний педагогов о малых фольклорных жанрах;
- формирование познавательной активности у педагогов.
Предварительная работа: за неделю до проведения игры всем педагогам объявляется тема семинара.
Ход мероприятия:
Организационно-подготовительный этап.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний наш семинар посвящен малым фольклорным жанрам и их роли в развитии речи детей.
В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности о добре, красоте, правде. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для работы нам необходимо разделиться на две группы. За одну минуту каждая группа придумывает название и девиз.
Игровой этап.
Разминка:
- Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»
(Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)
- Как переводится слово «фольклор»(народная мудрость)
- Основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников (диалог, монолог).
- Виды устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, сказки, заклички).
- Как устное народное творчество влияет на детей (первые художественные произведения, которые слышит ребенок; установление контакта с малышом; использование в режимных моментах и воспитание положительного отношения к ним; расширение кругозора; обогащение речи; формирование отношения к окружающему миру; воспитание интереса к родной речи. УНТ является важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка).
1 задание.
Сказка является мощным средством для речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети хорошо узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Ваше задание заключается в следующем. Одна группа показывает инсценировку сказки при помощи невербальных средств общения (жесты, мимика); другая группа отгадывает ее название. Потом группы меняются местами. Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными и раскрепощенными.
2 задание.
По отрывку из сказки угадать его название.
1. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (“Три медведя”)
2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)
3. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок. (“Маша и медведь”)
4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
5. Жил старик со своею старухой у самого Синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
6. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю. (“По щучьему велению”)
7. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (“Тараканище”)
8. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то,
Кто распростился с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей. (“Царевна-лягушка”)
9. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка – вот вопрос? (“Золотой ключик или приключения Буратино”)
10. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей,
Вот так смех! (“Колобок”)
11. Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть. (“Сказка о царе Салтане…”)
12. Рыбка не простая, чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
3 задание для капитанов.
В 4 конвертах лежат пейзажные картинки с изображением всех времен года. Капитаны достают по одному конверту и называют попавшееся время года. Капитанам нужно вспомнить и рассказать любой отрывок из стихотворения этого времени года. Выигрывает та группа, капитан которой больше всего вспомнит отрывков.
4 задание.
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу.
1 группа:
-Что Бог ни делает- все к лучшему! (На бога надейся, а сам- не плошай! Под лежачий камень вода не течет!)
-Когда я ем- я глух и нем! (Когда я кушаю- я говорю и слушаю!)
-Дело мастера боится. (Работа не волк- в лес не убежит).
2 группа:
-У страха глаза велики. (Не так страшен черт, как его малюют)
-Око за око, зуб за зуб. (Ударившему тебя по щеке подставь и другую)
-Тише едешь, дальше будешь. (Поспешишь- людей насмешишь.)
5 задание.
К какому виду творчества это относится:
-«Худо тому, кто добра не делает никому». (пословица)
-«На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка.
Это Лера забияка
Снова в реку бросил рака». (скороговорка)
-«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
- «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
- «Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь». (загадка)
6 задание.
Перечислите все компоненты устной речи детей, которой должен овладеть ребенок. (развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь)
7 задание.
Волшебный мешочек.
Предложить группам назвать одним словом.
По горизонтали: (одна группа)
1. вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
2. небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
3. образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
4. основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
5. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
По вертикали: (вторая группа)
1. короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
2. устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
3. устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
4. короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
5.короткая, из 2 или 4 строчек припевка, в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
8 задание.
Получившиеся ответы вписать в кроссворд.
9 задание.
Выходят по одному участнику от каждой группы. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
1 группа:
На дворе дрова,
За двором дрова,
Дрова вширь двора.
Не вместит дров двор.
Выходи, дроворуб Дрон.
Надо дрова выдворить,
На дровяной двор выставить.
2 группа:
В недрах тундры выдры в гетрах
Тырят в ведра ядра кедров!
Выдрав с выдры в тундре гетры,
Вытру выдрой ядра кедра,
Вытру гетрой выдре морду —
Выдру в тундру, ядра в вёдра!
10 задание.
Разделитесь на группы в соответствии с возрастом детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная) и из предложенных книг отберите те, которые соответствуют данному возрасту детей.
Заключительный этап.
Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы плодотворно поработали, показали свои знания и практические умения, проявили инициативу, творчество в обсуждении вопросов речевого развития детей посредством устного народного творчества. И пока будет музыкальная пауза наши эксперты подсчитают набранные вами балы и определят победителя данной игры.
Давайте предоставим слово нашим экспертам.
Ведущий. А теперь поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней деловой игре! (участники высказывают свое мнение)
Ведущий. Итак, наша деловая игра подошла к концу. Всем спасибо за активное участие!