СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставление данного педагогического опыта подтверждает значимость использования малых фольклорных форм в развитии речевой активности детей раннего возраста.

Дети с интересом слушают малые фольклорные жанры, легче понимают речь, вступают в речевые контакты, активно включаются в игру, в режимных моментах и самостоятельной деятельности пытаются сопровождать свои действия речью, проявляют интерес к народным игрушкам.

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм"»

Защитное слово

Слайд 2 В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Данная актуальность обусловлена тем, что проблемы связанные с процессом развития речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. К сожалению, мы всё чаще стали сталкиваться с проблемой «неговорящих» детей или детей с очень малым словарным запасом. Таким образом, определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста, является правильный выбор педагогических технологий.

Слайд 3 Наряду с поиском современных образовательных технологий, активизируется интерес к фольклору. В действительности фольклор считается одним из действенных и ярких средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской. В своей работе с детьми раннего возраста использую следующие фольклорные жанры: колыбельные песенки, пестушки, потешки, сказки.

Слайд 4 В процессе воспитательно-образовательной деятельности возрастает социальная и педагогическая значимость сохранение здоровья детей. Поэтому, осуществляя свою практическую деятельность с детьми раннего возраста, широко использую малые фольклорные формы как технологию здоровьесбержения, направленную на обеспечение эмоционального комфорта, позитивного психологического самочувствия детей в процессе общения, на развитие мелкой и общей моторики.

Слайд5 Свою  практическую  деятельность по ознакомлению детей раннего возраста с малыми фольклорными жанрами строю  на следующих основных принципах: отбор материала, обусловленный возрастными возможностями детей;  интеграции работы с различными видами деятельности детей: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, режимных моментов; а также максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Слайд 6 Новизной в своей педагогической деятельности при ознакомлении с малыми фольклорными жанрами детей раннего возраста, наряду с традиционными методами и приёмами, считаю действенным приёмом внесение деревянных народных игрушек (богородских, климовских).

Слайд 7 Такие игрушки вызывают у детей особый интерес и чувство радости потому, что они с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяют возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Слайд 8 Непосредственно образовательную деятельность с использованием русского фольклора рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.

Для привлечения внимания малышей обязательно использую сюрпризные моменты, игровые ситуации. При чтении потешки использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, стараюсь прочесть текст эмоционально. Для лучшего усвоения, текст потешки повторяю дважды. (видио)

Слайд 9 В ходе непосредственно образовательной деятельности обязательно реализую задачи оздоровительного характера, используя пальчиковую гимнастику, физкультминутки, дыхательную гимнастику. (видио)

Слайд 10 Также малые фольклорные жанры я широко использую во всех режимных моментах. Это благотворно влияет на общение с детьми и создает положительный эмоциональный фон.

Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Также я использую потешки для подъема детей после сна. В фольклоре есть комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями рук. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику после сна.

Использую фольклор и при формировании навыков самообслуживания, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности.

Слайд 11 Практика показала, что для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры с использованием фольклора: пальчиковые, хороводные, подвижные, театрализованные.

В играх я использую уже хорошо известные детям потешки, чтобы дать им возможность проявить активность. Малыши с удовольствием играют, пытаются подражать, сочетать свои действия со словами потешки.

Слайд 12 В своей практической деятельности я широко использую приём инсценирования - игры на фланелеграфе.

Выставляя фигурки и одновременно рассказывая знакомую потешку или сказку, дети зрительно представляют сюжет, показывают знакомого героя, активно, эмоционально включаются в игру.

Такой игровой способ позволяет детям лучше запомнить текст потешки, а также пополнить словарный запас.

Слайд 13 Создавая благоприятные условия при ознакомлении детей с малыми народными жанрами одним из определяющих факторов является развивающая предметно-пространственная среда. На основе фольклорных произведений мной были составлены картотеки: потешек, пестушек, колыбельных песенок, пальчиковых игр на основе фольклора, подвижных и хороводных игр; также изготовила дидактические пособия, настольные игры для фланеграфа; пополнила центр театрализованной деятельности; создала небольшой мини-музей для ознакомления детей с народными деревянными игрушками.

Слайд 13 Не менее важным в своей педагогической деятельности, считаю, совместную работу с родителями по ознакомлению детей с малыми формами фольклора как средство развития речевой активности. Нынешняя ситуация не позволяет более тесного общения, поэтому в своей работе по взаимодействию с родителями больше внимания уделяю использованию информационной форме общения. Для этого я усовершенствовала свою работу путём приобщения родителей к активному участию в развитии и воспитания детей, создав различные буклеты, памятки, папки-передвижки, а также консультирования родителей с помощью компьютерных технологий.

Слайд 14 В результате систематического использования малых форм фольклора и внесения народной игрушки добилась положительных результатов в работе по данной теме: дети с интересом слушают малые фольклорные жанры, стали легче понимать речь, вступать в речевые контакты, активно включаются в игру, в режимных моментах и самостоятельной деятельности пытаются сопровождать свои действия речью, проявляют интерес к народным игрушкам.

Таким образом, роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста очень велика и вполне оправдывает себя.

Слайд 15 У меня всё, спасибо за внимание!



2