Защитное слово
Слайд 2 В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Данная актуальность обусловлена тем, что проблемы связанные с процессом развития речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. К сожалению, мы всё чаще стали сталкиваться с проблемой «неговорящих» детей или детей с очень малым словарным запасом. Таким образом, определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста, является правильный выбор педагогических технологий.
Слайд 3 Наряду с поиском современных образовательных технологий, активизируется интерес к фольклору. В действительности фольклор считается одним из действенных и ярких средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской. В своей работе с детьми раннего возраста использую следующие фольклорные жанры: колыбельные песенки, пестушки, потешки, сказки.
Слайд 4 В процессе воспитательно-образовательной деятельности возрастает социальная и педагогическая значимость сохранение здоровья детей. Поэтому, осуществляя свою практическую деятельность с детьми раннего возраста, широко использую малые фольклорные формы как технологию здоровьесбержения, направленную на обеспечение эмоционального комфорта, позитивного психологического самочувствия детей в процессе общения, на развитие мелкой и общей моторики.
Слайд5 Свою практическую деятельность по ознакомлению детей раннего возраста с малыми фольклорными жанрами строю на следующих основных принципах: отбор материала, обусловленный возрастными возможностями детей; интеграции работы с различными видами деятельности детей: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, режимных моментов; а также максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.
Слайд 6 Новизной в своей педагогической деятельности при ознакомлении с малыми фольклорными жанрами детей раннего возраста, наряду с традиционными методами и приёмами, считаю действенным приёмом внесение деревянных народных игрушек (богородских, климовских).
Слайд 7 Такие игрушки вызывают у детей особый интерес и чувство радости потому, что они с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяют возможности использования игрушки в педагогическом процессе.
Слайд 8 Непосредственно образовательную деятельность с использованием русского фольклора рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.
Для привлечения внимания малышей обязательно использую сюрпризные моменты, игровые ситуации. При чтении потешки использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, стараюсь прочесть текст эмоционально. Для лучшего усвоения, текст потешки повторяю дважды. (видио)
Слайд 9 В ходе непосредственно образовательной деятельности обязательно реализую задачи оздоровительного характера, используя пальчиковую гимнастику, физкультминутки, дыхательную гимнастику. (видио)
Слайд 10 Также малые фольклорные жанры я широко использую во всех режимных моментах. Это благотворно влияет на общение с детьми и создает положительный эмоциональный фон.
Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.
Также я использую потешки для подъема детей после сна. В фольклоре есть комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями рук. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику после сна.
Использую фольклор и при формировании навыков самообслуживания, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности.
Слайд 11 Практика показала, что для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры с использованием фольклора: пальчиковые, хороводные, подвижные, театрализованные.
В играх я использую уже хорошо известные детям потешки, чтобы дать им возможность проявить активность. Малыши с удовольствием играют, пытаются подражать, сочетать свои действия со словами потешки.
Слайд 12 В своей практической деятельности я широко использую приём инсценирования - игры на фланелеграфе.
Выставляя фигурки и одновременно рассказывая знакомую потешку или сказку, дети зрительно представляют сюжет, показывают знакомого героя, активно, эмоционально включаются в игру.
Такой игровой способ позволяет детям лучше запомнить текст потешки, а также пополнить словарный запас.
Слайд 13 Создавая благоприятные условия при ознакомлении детей с малыми народными жанрами одним из определяющих факторов является развивающая предметно-пространственная среда. На основе фольклорных произведений мной были составлены картотеки: потешек, пестушек, колыбельных песенок, пальчиковых игр на основе фольклора, подвижных и хороводных игр; также изготовила дидактические пособия, настольные игры для фланеграфа; пополнила центр театрализованной деятельности; создала небольшой мини-музей для ознакомления детей с народными деревянными игрушками.
Слайд 13 Не менее важным в своей педагогической деятельности, считаю, совместную работу с родителями по ознакомлению детей с малыми формами фольклора как средство развития речевой активности. Нынешняя ситуация не позволяет более тесного общения, поэтому в своей работе по взаимодействию с родителями больше внимания уделяю использованию информационной форме общения. Для этого я усовершенствовала свою работу путём приобщения родителей к активному участию в развитии и воспитания детей, создав различные буклеты, памятки, папки-передвижки, а также консультирования родителей с помощью компьютерных технологий.
Слайд 14 В результате систематического использования малых форм фольклора и внесения народной игрушки добилась положительных результатов в работе по данной теме: дети с интересом слушают малые фольклорные жанры, стали легче понимать речь, вступать в речевые контакты, активно включаются в игру, в режимных моментах и самостоятельной деятельности пытаются сопровождать свои действия речью, проявляют интерес к народным игрушкам.
Таким образом, роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста очень велика и вполне оправдывает себя.
Слайд 15 У меня всё, спасибо за внимание!
2